Найти тему

Почему эту книгу должен прочесть каждый?

Оглавление
Фото Wirestock от Freepik
Фото Wirestock от Freepik

Речь идет о книге Виктора Франкла «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере».

Она учит, что свободным и даже счастливым можно быть и в концлагере. Показывает человека таким, какой он есть: в котором есть и бездна, и небеса.

Что такое человек?

Побывав в нечеловеческих условиях, Франкл лучше понял человека и самого себя.

«Человеческое – это сплав добра и зла. Рубеж, разделяющий добро и зло, проходит через все человеческое и достигает самых глубин человеческой души. Он различим даже в бездне концлагеря».

Человек – это «существо, которое всегда решает кто он».

Чтобы #остаться человеком, он должен быть направлен на какую-то цель в будущем. И тогда ему будет проще переносить любые страдания. В итоге он поймет, что ему уже нечего бояться, кроме своего Бога.

Что остается, когда забирают всё?

Остается он сам – человек как тело и как душа.

Сначала он ощущает себя только как тело. Это очень сужает его сознание, лишает во многом человечности, но и помогает выжить.

Все #потребности человека в лагере сводятся к самым простейшим. Так, самые любимые разговоры среди заключенных, были вопросы о еде. Они называли такие разговоры желудочным онанизмом.

Далее – сконцентрированность на себе, своей жизнеспособности, полное исчезновение сентиментальности – этим словом автор называет способность к сочувствию.

Исчезает #ценность всего, что не приносит практической пользы, не помогает выжить.

Обесценивается всё, что не ведет к сохранению жизни, в том числе, собственной личности. В концлагере человек теряет ощущение себя как субъекта, как Я, а, тем более «как духовного существа с чувством внутренней свободы и личной ценности». Люди стремятся раствориться в общей массе. Главное для них – не выделяться, не привлекать к себе внимания.

А все потому, что человек ощущал себя объектом произвола не только лагерной охраны, но и судьбы, которая играла им как игрушкой. «Заключенный постоянно ощущал себя игрушкой судьбы, и это ощущение – готовность положиться на волю судьбы – в сочетании со все увеличивающейся апатией, овладевавшей человеком в лагере, лишало его инициативы, заставляла уклоняться от собственных решений, бояться их».

Жизнь человека полностью обесценивалась в лагере. Поэтому заключенные испытывали только две эмоции: апатию и раздражительность.

Часто происходили драки среди заключенных. По мнению Франкла, это был рефлекс, который, через гнев рукоприкладства, помогал разрядить аффект – накапливающееся напряжение от невозможности что-то изменить в своей жизни, от ее безысходности.

Одновременно появлялись новые потребности. Например, юмор.

Юмор как оружие души

Заключенные в концлагере были лишены будущего. Абсолютно. И это – не новость. В реальной жизни (вне лагеря) лишены будущего, например, безработные, неизлечимо больные. У всех у них, как палочка-выручалочка, остается юмор.

Когда люди поняли куда попали, когда у них не осталось ничего кроме их голого тела, даже без волос, они расслабились и стали шутить – черным юмором, пишет Франкл.

Пример такого юмора: «Я знал его, когда он был всего лишь председателем правления банка, а теперь он выпендривается так, будто уже стал капо».

Юмор, по мнению Франкла, – это оружие души в борьбе за самосохранение, поскольку он способен поставить человека над ситуацией.

Юмор становился помощником для выживания. Так, Франкл «натаскивал» одного своего друга и коллегу на юмор, предложив каждый день придумывать смешную историю, которая произойдет с ним после освобождения. И это помогало!

Две опоры

Далее человеку помогали выжить две опоры, которые увидеть мог далеко не каждый. Это способность ощущать внутреннюю свободу и воспоминания о прошлом.

Люди научились ценить одиночество – возможность остаться наедине с собой и со своими мыслями. Создавать свой внутренний мир.

Тот, кто сохранил способность к внутренней жизни, был способен также оценить красоту природы. И это тоже помогало выжить. Ведь даже в лагере растут деревья и трава, светит солнце и плывут по небу облака.

На более духовных людей лагерная жизнь действовала менее деструктивно. Из ужасной реальности они уходили в мир духовной свободы и внутреннего богатства.

Очень часто фантазия была занята восстановлением прошлых впечатлений. И, как то ни странно, это были не какие-то значительные события и глубокие переживания, а детали вполне обыденной повседневности.

Многое переосмысливалось. Так, Франкл постоянно вспоминал свою жену. Именно в лагере он понял: «только любовь есть то конечное и высшее, что оправдывает наше здешнее существование, что может нас возвышать и укреплять», «освобождение через любовь, в любви», «чем меньше любовь сосредоточивается на телесном естестве человека, тем глубже она проникает в его духовную суть».

Во время размышлений и воспоминаний «в каком-то последнем порыве всё в тебе восстает против безнадежности смерти и ты чувствуешь как твой дух прорывается сквозь этот серый туман, сквозь безнадежность и бессмысленность, и на твой вопрос «есть ли смысл?» откуда-то звучит твердое, ликующее «да!».

Так есть ли смысл?

«В концлагере можно отнять у человека всё, кроме последнего – человеческой свободы, свободы отнестись к обстоятельствам или так, или иначе».

«#Духовная свобода человека, которую нельзя у него отнять до последнего вздоха, дает ему возможность до последнего же вздоха наполнять свою жизнь смыслом», - пишет Франкл. А далее дополняет: «Если жизнь вообще имеет смысл, то имеет смысл и страдание».

Это – очень важная мысль.

Часто человек связывает свой смысл жизни со счастьем, достижением счастья, независимо от того, что он под счастье понимает. Например, в лагере многие считали, что счастье – это когда худшее обошло стороной.

Но Франкл уверен, что «если весь смысл жизни в том, сохранит ее человек или нет, если он всецело зависит от милости случая – такая жизнь, в сущности, не стоит того, чтобы жить».

Он понял, что #смысл – в том, что человек свободен выбирать каким ему быть и куда ему стремиться. Даже «то, что происходит внутри человека, то что лагерь из него якобы «делает», - результат внутреннего решения самого человека». То есть это – его свободный выбор.

Свой #выбор сделал и Франкл. Даже когда он просто шел за тем, что ему давала судьба (идти куда-то или не идти, уезжать или не уезжать), он все равно был свободен, т.к. это был его личный выбор. Именно поэтому всё заканчивалось для него хорошо.

«Человек всегда и везде противостоит судьбе, и это противостояние дает ему возможность превратить свое страдание во внутреннее достижение», - пишет автор. «Дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас».

Смысл и страдание. Жизнь и смерть

Нет общего смысла жизни, у каждого он свой, уверен Франкл. Формировать свою судьбу или принять ее каждый решает сам, исходя из конкретной ситуации.

Уходят из жизни те, кто уверен, что впереди его больше ничего не ждет. Но «коль скоро судьба возложила на человека страдания, он должен увидеть в этих страданиях, в способности перенести их свою неповторимую задачу».

Смысл жизни в концлагере включал в себя также и смерть, а «под смыслом мы понимали не только смысл жизни, но и смысл страдания и умирания. За этот смысл мы и боролись!».

Ведь жизнь неизбежно заканчивается смертью, напоминает Франкл. Также, в процессе жизни, человек страдает в той или иной степени. Значит, смысл его жизни включает в себя также и страдания, и смерть.

«Как только для нас открылся смысл страданий, мы перестали преуменьшать, приукрашать их… путем дешевого оптимизма»; «мы увидели, что страдание может стать нравственным трудом, подвигом».

Чтобы перенести страдания, нужно наполнить их смыслом. Франкл рассказал о человеке, который заключил с Богом соглашение, что он готов страдать, если его любимая женщина умрет легко, без страданий. «И для него страдания и смерть перестали быть бессмысленными, они наполнились высоким смыслом».

Также Франкл рассказывал историю о двух мужчинах, которые были уверены, что их в жизни нечего больше не ждет хорошего и задумали покончить собой. Психолог отговорил их от самоубийства, и, в итоге, одного ждал на чужбине его обожаемый ребенок, а второго – дело (он был известным ученым, но его работа осталась незаконченной, и, после лагеря, он закончил ее).

«Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеком или перед делом, именно на него возложенным, никогда не откажется от жизни. Он знает зачем существует, и поэтому найдет в себе силы выдержать почти любое «как».

Франкл жил ради жены и детей. Они были его смыслом. Но когда он вернулся, оказалось, что все погибли. И тогда его смыслом стала работа: восстановить книгу, рассказать людям о войне и концлагере, помогать людями находить свой смысл и выдерживать любое «как».

И у него это получилось!

Рекомендую к чтению. #Книга тяжелая, но мудрая. После ее прочтения на многое начинаешь смотреть иначе.

А вы читали эту книгу? Помогла она вам хоть в чем-нибудь? Стала ли в чем-то откровением.