Каждый верующий человек в своих молитвах просит Господа о заступничестве и помощи, и это вполне объяснимо - на нашем пути нередко встречаются напасти, противостоять которым мирскими способами очень сложно. Единственное, что служит нам верной защитой в любых горестях – это наша искренняя, горячая вера в Небесного Отца и Богоматерь.
В контексте данных рассуждений весьма показательным является образ Богородицы, называемый «Непроходимой дверью» - он символизирует и мольбу о защите, и неисчерпаемое милосердие Приснодевы.
Существует немало известных нам образов Богородицы, однако «Непроходимая дверь» - икона особая. Она была очень актуальна в давние, смутные времена. Она как бы напоминала – мы, в зависимости от наших помыслов и поступков, можем оказаться как в Царствии Небесном, так и быть отлучёнными от Него.
Сегодня мы живём во времена не менее смутные. И, совсем как наши предки, мы молимся перед этой чудотворной иконой, прося защитить нас от недругов, разбоя и ограблений.
Этот образ Богородицы считается довольно редким – он был написан в семнадцатом столетии неизвестным автором, хотя и известно, что вдохновила его на создание иконы молитва «Непроходимая двери тайно знаменам…».
Данное молитвенное обращение является началом литургической службы Святителя Иоанна Златоуста.
Эта икона подчёркивает значимость Богоматери – изображаемая в центре композиции, она олицетворяет ту самую «дверь», ведущую в Царствие Небесное, в которую с лёгкостью войдёт человек праведный. Автор иконы неслучайно изображает Приснодеву стоящей в полный рост – он умышленно возвышает Её над всем остальным. Каждая деталь данного образа наполнена символизмом, в каждую, на первый взгляд, мелочь, художник вкладывает определённый смысл.
Силуэт Богородицы напоминает очертаниями семисвечник – подобные подсвечники располагаются в алтарных частях каждого Православного Храма. А на медальоне, расположенном на груди Приснодевы, можно различить изображение младенца-Спасителя. Руки Богоматери распростёрты и подняты вверх – таким образом автор изображает заступническую молитву, возносимую Господу.
К сожалению, как уже было упомянуто выше, об авторе иконы нам известно очень немного. Ясно одно – образ был написан в «смутное время», в период воцарения Василия Шуйского после правления Лжедмитрия. Кроме того, можно с уверенностью утверждать, что данный образ можно было часто встретить в монастырских кельях. Икона полюбилась монахам, которые всегда стремились брать пример с Приснодевы в соблюдении чистоты и целомудренности.
В домах икону «Непроходимая дверь» принято вешать над входной дверью. Часто перед данным образом молятся, прося защиты и покровительства в повседневной, мирской жизни.
Эта икона помогает уберечься от воздействия нечистых сил, покушающихся на волю человека и толкающих его на грех. Кроме того, данный образ защищает от нападок недоброжелателей и войн, а также помогает избежать ссор и вражды в семейном кругу.
«Непроходимая дверь», как и многие другие иконы, изображающие Богородицу, считается скорее женской иконой – нередко в молитвах перед данным образом просят о помощи в поиске достойного супруга, о семейном благополучии, зачатии потомства, быстрых и лёгких родах.
Считается, что данная икона защищает и от супружеских измен, уберегает от развода.
В то же время данная икона олицетворяет защиту и заботу не только о конкретном человеке, молящимся перед ней, но и заступничество за целый мир.
Со обеих сторон Приснодева окружена Святыми, а сверху, над Богородицей, изображён Господь, руки которого подняты в благословляющем жесте. Таким образом, Всевышний изливает на свою Мать особый, благодатный свет, в котором можно заметить голубя, в свою очередь, олицетворяющего Святой Дух. В нижней части изображены покойные, взывающие к Богородице и молящие её о Спасении.
Иногда данная икона может выглядеть иначе. Так, Приснодева может изображаться стоящей на облаке, с царской короной на голове, держащей в руках меч и свиток. Окружают Её Святые и Архангелы. Подобный образ олицетворяет подвиг, совершённый, казалось бы, обычной земной женщиной. Именно она вместила несовместимое, обладала внутренним Божественным огнём, но не опалилась им.
Нередко возникает вопрос – почему Богородица, избранная из всех прочих женщин, чествуется и выше Святых, и, иногда, даже выше остальных бесплотных Сил?
По мнению Феофана Затворника, это происходит потому, что ни один Ангел, Архангел, Херувим или Серафим не имел настолько тесного, настолько важного участия в устроении человеческого Спасения, как Богоматерь. Если бы не Она, кто знает, остался бы у наших предков шанс Спастись? Ведь именно через Неё Спасителю и Господу суждено было воплотиться в лице естества человеческого.
Как правило, Высшая сила служит Отцу Небесному для воплощения внешнего, но не внутреннего существа. Однако же Богородица составляет самую суть этого существа. Потому-то именно Её заступничество, помощь и покровительство являются для нас настолько ощутимыми и сильными.
Также читайте: