Найти тему
Фотосклад.Эксперт

5 признаков того, что пора обновить камеру или объектив

При покупке новой камеры фотографу легко впасть в одну из двух крайностей: покупать себе новую аппаратуру, как только на рынок выходит свежая модель, или вцепиться в родную зеркалочку мёртвой хваткой и снимать на неё, пока она буквально не развалится в руках или не станет реальным анахронизмом.

Для тех, кто размышляет над тем, не пора ли обновить что-то из техники, и хочет точно понять, как отличить знаки судьбы и реальные «звоночки» от таргетированной рекламы — наш материал.

   Мне новую камеру и ягодный маскарпоне, пожалуйста / Фото: unsplash.com
Мне новую камеру и ягодный маскарпоне, пожалуйста / Фото: unsplash.com

Явные технические проблемы и сбои

Самый очевидный пункт в нашем списке. Если в камере что-то подтупливает, подклинивает, подвисает — это явный признак, что её надо обновлять. Если, например, на экране беззеркалки время от времени картинка исчезает и появляется белый шум — это уже не звоночек, это прямо набат, что камеру стоит менять.

Не стоит ждать, когда аппаратура сломается окончательно. Она умеет это делать в самый неподходящий момент — например, посреди свадебного банкета. Серьёзно, если ломается, обновите камеру. Не будьте, как я. Моя так и сделала — умерла во время съёмки свадьбы за городом. Спасло только то, что я обычно ношу с собой вторую. Она на порядок слабее и старее, но это лучше, чем совсем ничего. А до этого камера полгода время от времени глючила — выдавала белый шум на дисплей и самопроизвольно выключалась.

Читайте также:
Съёмка на две камеры: как, зачем и когда это нужно

Есть поломки, которые можно устранить, отдав фотоаппарат в сервис. Это есть смысл делать, если камера дорогая и новая, а поломка относительно небольшая. В случае с недорогими моделями зачастую ремонт обходится больше чем в половину стоимости такой же новой камеры. Например, замена затвора на Nikon D750 будет стоить в сервисе тысяч в 25-30. А такую же рабочую камеру на вторичке можно купить за 40-60 (в магазинах её уже сложно встретить).

Если это ваш случай, тут нужно трижды подумать, стоит ли аппаратура того, чтобы её чинить.

Та же самая история с объективами — если вы, например, замечаете, что на всех ваших картинках в одном углу изображение начинает двоиться или становиться сильно нерезким, это говорит о поломке. Яркий признак — если этот брак появляется в каждом кадре, независимо от того, что снято.

   «Мыло» по краям может быть признаком того, что объектив пора менять / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт
«Мыло» по краям может быть признаком того, что объектив пора менять / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Но неуместная размытость — не всегда показатель проблем с техникой. Иногда она говорит о об ошибках при съёмке. Подробнее читайте здесь.

Не хватает некоторых конкретных параметров

Иногда так бывает, что комплект аппаратуры (или что-то одно) начинает немного, скажем так, жать. Это то чувство, когда фотограф свою камеру или объектив перерос.

Такое бывает, когда, например, человек начинал как студийщик, и для спокойных портретов с импульсным светом ему хватало Canon EOS 250D, а потом чаще стал снимать семьи и влюблённые пары на выезде. В этой ситуации может оказаться, что автофокуса уже не хватает. Да и на открытом воздухе местами задний план хочется подразмыть. А значит, нужна более современная камера классом повыше, чтобы решить проблемы с автофокусом. Например, подойдёт Sony Alpha ILCE-7M4.

Чтобы получить размытый задний план, к камере необходим светосильный объектив. Любители фиксов оценят Sony FE 50mm f/1.8 или Sigma AF 135mm f/1.8 Art. А если заниматься сменой объективов на съёмке не с руки, можно выбрать универсальный светосильный зум: он позволит работать и с крупными, и со сверхростовыми портретами.

   Разные задачи часто требуют принципиально разной аппаратуры / Фото: unsplash.com
Разные задачи часто требуют принципиально разной аппаратуры / Фото: unsplash.com

Или другой пример. Скажем, Nikon D3500 приобретался для предметной съёмки. Там работа почти постоянно идёт на штативе, необходимости в высоких рабочих ISO не было, поэтому камера приобреталась не слишком новая и не слишком дорогая. Но со своими задачами справлялась хорошо. Потом её хозяин слегка разочаровался в предметке (или просто вдобавок увлёкся репортажкой), и оказалось, что вечернюю свадебную церемонию на эту аппаратуру снять уже сложнее. Не хватает ISO. Приходится либо устраивать танцы с бубнами и вспышкой, либо вытягивать тёмные фотографии на постобработке и вести неравный (ладно, может, и равный, но порядком выматывающий) бой с шумами.

Под такие задачи тоже определённо нужна другая аппаратура. Если хочется снимать непредсказуемую репортажку в сложных световых условиях, стоит брать что-то типа Nikon D5.

Интересуют новые технологии и новые возможности

За последние пять лет производители беззеркалок напихали в них целую кучу новых интеллектуальных функций. Например, это фокусировка по лицам и по глазам, разные режимы непрерывного фокуса, заточенные под съёмку разных видов спорта, следящий фокус, которому можно задать объект (да, и он будет сам следить за невестой и автоматически фокусироваться именно на ней), режимы для съёмки световой кистью (у Olympus очень интересный, вот тут про него писали) и так далее. Даже возможность передавать фото на телефон по wi-fi появилась относительно недавно.

Кто-то морщит на такие функции нос, говорит, что это бантики и фантики, а настоящему фотографу всё это не нужно, а кто-то искренне от новинок тащится. Если вы из второй категории, но снимаете на какой-нибудь заслуженный Canon 5D Mark II, обновиться определённо есть смысл. Например, много интересных интеллектуальных функций у Sony Alpha 7 M4. В том числе очень приятный умный автофокус. Камера умеет сама определяет сцену, находит нужный объект и держит его в фокусе даже в режиме непрерывной съёмки или съёмки видео.

   Этот малыш умеет много всего / Фото: unsplash.com
Этот малыш умеет много всего / Фото: unsplash.com

Кроме того, если с камерой вы работали 7-10 лет и она реально не лежала на полке, есть шансы, что в ней уже что-нибудь пытается сломаться, и вы рискуете попасть ещё и под первый пункт этого списка. Износ оборудования никто не отменял.

Стало скучно, появилось ощущение, что всё, что можно было снять, уже снято

Особенно это касается объективов. Когда три года снимаешь на один и тот же любимый полтинник (или объектив в 135 мм), может начать казаться, что фотографию ты уже полностью познал и снимать в этом мире больше нечего. Но какие вдруг открываются горизонты, когда покупаешь новый фишай.

Серьёзно, нет ничего более развивающего, чем новый инструмент. Если в какой-то момент стало скучно — это отличный повод попробовать что-то новое. Например, ширик или сверхтелевик, тилт-шифт или фишай, комплект импульсного света или led-светильников, суперзум или даже камеру моментальной печати.

Есть очень неочевидные пути для развития. Например, вы всю жизнь снимали на большую красивую зеркалку с кучей сменной оптики и работали только на серьёзных хорошо декорированных съёмках, перевозя всё это добро в кейсе на колёсиках. В этом случае бюджетная компактная камера, которую можно не боясь сунуть в карман куртки, даст возможность попробовать себя в стрит-фотографии, снимая мимоходом, не готовясь к съёмкам.

Работаете в коммерции и планируете сильно поднять цены

Тут начинает работать принцип «претендуешь — соответствуй». На свадьбе стоимостью в несколько миллионов с бюджетным Canon EOS 2000D с китовым объективом человек будет выглядеть в лучшем случае несолидно. Да и чувствовать себя, скорее всего, не очень уверенно.

   Серьёзные проекты требуют серьёзного подхода / Фото: unsplash.com
Серьёзные проекты требуют серьёзного подхода / Фото: unsplash.com