Найти тему
Epoch Times Russia

В. А. Гиляровский. Жизнь России в репортажах и воспоминаниях

Оглавление

О ЖИЗНИ И ПРИКЛЮЧЕНИЯХ КОРРЕСПОНДЕНТА В. А. ГИЛЯРОВСКОГО В РОССИИ СНЯТ ФИЛЬМ 

Автор: Лариса Михайлова

В. А. Гиляровский.. «Король репортёров», портрет работы С. Малютина (1915). (Общественное достояние)
В. А. Гиляровский.. «Король репортёров», портрет работы С. Малютина (1915). (Общественное достояние)

Этот человек оставил заметный след в истории российской журналистики и отечественного краеведения, фрагменты из его книг используют экскурсоводы, его именем назван астероид, улицы в Москве, Тамбове, Вологде.

Его колоритный облик запечатлён на барельефе памятника Гоголю в Москве работы скульптора Андреева: вот он Тарас Бульба! Вероятно, именно он вдохновил Илью Репина на образ хохочущего запорожца на знаменитой картине, где казаки пишут письмо турецкому султану.

У него была длинная фамилия, и как творческая личность, он имел несколько псевдонимов. Когда москвичи видели репортаж о пожаре или о крушении поезда, подписанный В. Гиля-й, они знали, что это статья московского криминального корреспондента Владимира Гиляровского (1853–1935).

Казалось, он знает всё, и все знают его. Он первый сообщал о предполагаемом рауте у генерал-губернатора и о ночной поножовщине в неблагополучном районе, о которой и полиция-то узнала из его заметки в утренней газете. Он был Дядей Гиляем для всех: для правительства, полиции, писателей, актёров, сыщиков, карточных шулеров, циркачей, спортсменов, художников, рабочего люда, воров, профессиональных нищих и босяков. Этот журналист был активен и вездесущ.

Трудный подросток и Георгиевский кавалер

Владимир Алексеевич «нашёл себя» не сразу: прежде чем стать газетчиком, он долго познавал действительность на практике и искал своё место в этом мире. Жизненный путь его извилист и причудлив.

Будущий журналист, поэт, краевед и писатель родился на Вологодчине в семье управляющего имением богатого барина. Большая часть детства прошла в Вологде. Мальчик отличался крутым беспокойным нравом. Учился плохо, досаждал отцу и учителям. Общий язык он нашёл с двоюродным дедом, беглым матросом Китаевым.

Дед был экзотической личностью. Он много путешествовал, жил в Китае (отсюда фамилия-прозвище) и Японии. У него Гиляровский учился таким «мужским делам», как верховая езда, спортивная гимнастика, накачивание мышц, разные виды борьбы (даже неведомое в тогдашней России джиу-джитсу), фехтование, плавание, лазанье по деревьям.

И ещё дядя Кит много и охотно рассказывал про свои подвиги и приключения. И это было почище, чем знакомые уже Майн Рид и Фенимор Купер. Одним словом, юноша рос бесстрашным романтиком.

Оригинальность воспитанию добавляло знание французского языка и хороших манер, которые настойчиво прививала ему образованная мачеха. А ещё общение со ссыльными студентами и интеллигентами-народниками, которые проживали в Вологде во множестве.

В 1871 году 18-летний Гиляровский бежал из дома без денег и документов, оставив отцу на память записку и стихотворение «Бурлаки». Бурлаки — это то, о чём мечталось. Юноша продал сапоги, купил лапти, вступил в артель бурлаков, надел лямку и тянул баржу от Ярославля до Рыбинска.

Бурлачество оказалось только началом бродяжнической жизни: он был табунщиком в задонских степях, крючником, вольноопределяющимся в пехоте, циркачом, актёром и пожарником.

Когда в 1877 году вспыхнула русско-турецкая война, молодой Гиляровский отправился добровольцем на фронт. Стал разведчиком, или как тогда говорили, охотником-пластуном, участвовал в боях, добывал языков. За храбрость был награждён Георгиевским крестом. После войны вернулся в театр.

Москва театральная и газетная

В силу своего любознательного характера и специфического понимания свободы ему не страшны были житейские трудности и невзгоды, не нужны были покой и достаток. Рисковать жизнью, вступая в драки, было делом привычным и даже веселящим его активную натуру.

Ещё в 1871 году Гиляровский написал своё первое стихотворение «Бурлаки»:

«Я тогда и не мечтал, что когда-нибудь оно будет напечатано. Отдал отцу и забыл».

Отец сохранил листочек. Владимир Алексеевич забрал его, немного изменил и отправил в журнал «Москва». Стихотворение было опубликовано.

В 1881 году Гиляровский покончил с бродяжнической жизнью. Он перебрался в Москву, устроился в труппу частного театра и почувствовал, что теперь навсегда останется в этом городе:

«Я — москвич. Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово. Вкладывая в него всего себя».

Этими словами открывается знаменитая книга Гиляревского «Москва и москвичи». Но это в будущем. А пока он просто актёр с литературными способностями, который на дружеских вечеринках с удовольствием читает свои стихи о Волге. Друзья рекомендовали его творения редактору московского журнала «Будильник», и 30 августа 1881 года случился праздник.

«Это был самый потрясающий момент в моей богатейшей приключениями и событиями жизни», — писал Владимир Алексеевич.

В редакции журнала Гиляровский познакомился с А. П. Чеховым. Антон Павлович и посоветовал Гиляровскому не тратить время на сцене, где он является артистом средней руки, а сосредоточиться на писательском ремесле, где, как считал Чехов, возможности его приятеля гораздо больше.

Путь в русскую литературу и журналистику был открыт. Нашёлся человек, редактор «Московского листка» Николай Пастухов, который познакомил новоиспечённого автора-москвича с Москвой по-настоящему. Редактор и сам был оригинальной личностью: полуграмотным мужиком пришёл в Москву и сумел организовать своё дело так, что «Московский листок» стал изданием популярным и прибыльным. Пастухов специализировался на происшествиях. Он хорошо изучил вкус московского обывателя и сумел заинтересовать публику свежими новостями о пожарах, драках, грабежах.

Газетчик должен знать всё

Сотрудникам газеты вменялось в обязанность знать всё. Редактор возил нового корреспондента по Москве и Подмосковью, знакомил его с официальными лицами полиции и миром преступников и бродяг. Гиляровский-репортёр в поисках материала теперь всегда при деле: слушает, о чём говорят люди на рынках и в пивных, ходит пешком по окраинам Москвы, порой мчится на пожарной фуре на пожар. Он не только описывал пожары как происшествия, но участвовал в тушении и спасал людей.

Особенную популярность журналисту Гиляровскому принёс многодневный репортаж с места катастрофы пассажирского поезда на Московско-Курской железной дороге. Гиляровский первым прибыл на место происшествия и 14 дней посылал телеграммы с места спасательных работ, в которых и сам участвовал.

Первая книга сожжена полицией

Ярких и незабываемых впечатлений в жизнь Владимира Алексеевича добавили знакомства и общение с Фёдором Шаляпиным, Алексеем Саврасовым, Исааком Левитаном, Львом Толстым. А с Антоном Павловичем Чеховым его связала многолетняя дружба. Но бывали в жизни Гиляровского и огорчения.

Журналист собрал свои уже ранее опубликованные работы в книгу, назвал её «Трущобные люди» и попытался опубликовать. Но в ночь перед выпуском полиция разорила редакцию, а уже напечатанные материалы сожгла. Но это событие в биографии журналиста только прибавило ему симпатий и популярности среди демократически настроенной части общества.

По заданию редакций Гиляровский бывал и в заграничных командировках, проявляя себя не только как литератор, но и как патриот. В 1899 году во время поездки в Белград он с риском для жизни информировал мировую общественность о деспотическом правлении короля Милана и о готовящихся репрессиях над оппозицией.

Хорошо изучив нравы и вкусы буржуазной публики. Гиляровский всегда выступал против стремления журналистов к дешёвым сенсациям в тех случаях, когда происходили настоящие трагедии. Его репортаж с Ходынского поля, где погибли во время давки сотни людей, тому пример.

С любовью о прошлом и пережитом

Революции 1917 года Гиляровский встретил в Москве уже пожилым человеком. События отвечали многим личным чертам его характера. Уезжать из страны он не собирался. Он любил старую Москву, сумел полюбить и новую.

Через 30 лет после сожжения первой книги Владимир Алексеевич задумал новые.

В 1918 году он приступает к своим воспоминаниям. Больше всего ему хотелось написать книгу о Москве, но его одолевали сомнения, нужны ли в новой стране книги, на страницах которых прошлое будет воспроизводиться с большой любовью?

Впечатлений о жизни было так много, что «родились» несколько книг: «Мои скитания», «Москва и москвичи», «Москва газетная», «Друзья и встречи», «Трущобные люди».

Гиляровский оставил нам фотографически точный портрет Москвы А. Чехова и Л. ТолстогоА. Саврасова и К. Станиславского.

Колоритная личность журналиста и писателя Владимира Гиляровского оставила яркий след в истории отечественной журналистики и литературы. Его образ вдохновил российского кинематографиста Карена Шахназарова на создание фильма «Хитровка. Знак четырёх». Премьера состоялась 18 мая 2023 года. Роль Гиляровского исполнил Михаил Пореченков.

   Источник: The Epoch Times