О ЖИЗНИ И ПРИКЛЮЧЕНИЯХ КОРРЕСПОНДЕНТА В. А. ГИЛЯРОВСКОГО В РОССИИ СНЯТ ФИЛЬМ
Автор: Лариса Михайлова
Этот человек оставил заметный след в истории российской журналистики и отечественного краеведения, фрагменты из его книг используют экскурсоводы, его именем назван астероид, улицы в Москве, Тамбове, Вологде.
Его колоритный облик запечатлён на барельефе памятника Гоголю в Москве работы скульптора Андреева: вот он Тарас Бульба! Вероятно, именно он вдохновил Илью Репина на образ хохочущего запорожца на знаменитой картине, где казаки пишут письмо турецкому султану.
У него была длинная фамилия, и как творческая личность, он имел несколько псевдонимов. Когда москвичи видели репортаж о пожаре или о крушении поезда, подписанный В. Гиля-й, они знали, что это статья московского криминального корреспондента Владимира Гиляровского (1853–1935).
Казалось, он знает всё, и все знают его. Он первый сообщал о предполагаемом рауте у генерал-губернатора и о ночной поножовщине в неблагополучном районе, о которой и полиция-то узнала из его заметки в утренней газете. Он был Дядей Гиляем для всех: для правительства, полиции, писателей, актёров, сыщиков, карточных шулеров, циркачей, спортсменов, художников, рабочего люда, воров, профессиональных нищих и босяков. Этот журналист был активен и вездесущ.
Трудный подросток и Георгиевский кавалер
Владимир Алексеевич «нашёл себя» не сразу: прежде чем стать газетчиком, он долго познавал действительность на практике и искал своё место в этом мире. Жизненный путь его извилист и причудлив.
Будущий журналист, поэт, краевед и писатель родился на Вологодчине в семье управляющего имением богатого барина. Большая часть детства прошла в Вологде. Мальчик отличался крутым беспокойным нравом. Учился плохо, досаждал отцу и учителям. Общий язык он нашёл с двоюродным дедом, беглым матросом Китаевым.
Дед был экзотической личностью. Он много путешествовал, жил в Китае (отсюда фамилия-прозвище) и Японии. У него Гиляровский учился таким «мужским делам», как верховая езда, спортивная гимнастика, накачивание мышц, разные виды борьбы (даже неведомое в тогдашней России джиу-джитсу), фехтование, плавание, лазанье по деревьям.
И ещё дядя Кит много и охотно рассказывал про свои подвиги и приключения. И это было почище, чем знакомые уже Майн Рид и Фенимор Купер. Одним словом, юноша рос бесстрашным романтиком.
Оригинальность воспитанию добавляло знание французского языка и хороших манер, которые настойчиво прививала ему образованная мачеха. А ещё общение со ссыльными студентами и интеллигентами-народниками, которые проживали в Вологде во множестве.
В 1871 году 18-летний Гиляровский бежал из дома без денег и документов, оставив отцу на память записку и стихотворение «Бурлаки». Бурлаки — это то, о чём мечталось. Юноша продал сапоги, купил лапти, вступил в артель бурлаков, надел лямку и тянул баржу от Ярославля до Рыбинска.
Бурлачество оказалось только началом бродяжнической жизни: он был табунщиком в задонских степях, крючником, вольноопределяющимся в пехоте, циркачом, актёром и пожарником.
Когда в 1877 году вспыхнула русско-турецкая война, молодой Гиляровский отправился добровольцем на фронт. Стал разведчиком, или как тогда говорили, охотником-пластуном, участвовал в боях, добывал языков. За храбрость был награждён Георгиевским крестом. После войны вернулся в театр.
Москва театральная и газетная
В силу своего любознательного характера и специфического понимания свободы ему не страшны были житейские трудности и невзгоды, не нужны были покой и достаток. Рисковать жизнью, вступая в драки, было делом привычным и даже веселящим его активную натуру.
Ещё в 1871 году Гиляровский написал своё первое стихотворение «Бурлаки»:
«Я тогда и не мечтал, что когда-нибудь оно будет напечатано. Отдал отцу и забыл».
Отец сохранил листочек. Владимир Алексеевич забрал его, немного изменил и отправил в журнал «Москва». Стихотворение было опубликовано.
В 1881 году Гиляровский покончил с бродяжнической жизнью. Он перебрался в Москву, устроился в труппу частного театра и почувствовал, что теперь навсегда останется в этом городе:
«Я — москвич. Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово. Вкладывая в него всего себя».
Этими словами открывается знаменитая книга Гиляревского «Москва и москвичи». Но это в будущем. А пока он просто актёр с литературными способностями, который на дружеских вечеринках с удовольствием читает свои стихи о Волге. Друзья рекомендовали его творения редактору московского журнала «Будильник», и 30 августа 1881 года случился праздник.
«Это был самый потрясающий момент в моей богатейшей приключениями и событиями жизни», — писал Владимир Алексеевич.
В редакции журнала Гиляровский познакомился с А. П. Чеховым. Антон Павлович и посоветовал Гиляровскому не тратить время на сцене, где он является артистом средней руки, а сосредоточиться на писательском ремесле, где, как считал Чехов, возможности его приятеля гораздо больше.
Путь в русскую литературу и журналистику был открыт. Нашёлся человек, редактор «Московского листка» Николай Пастухов, который познакомил новоиспечённого автора-москвича с Москвой по-настоящему. Редактор и сам был оригинальной личностью: полуграмотным мужиком пришёл в Москву и сумел организовать своё дело так, что «Московский листок» стал изданием популярным и прибыльным. Пастухов специализировался на происшествиях. Он хорошо изучил вкус московского обывателя и сумел заинтересовать публику свежими новостями о пожарах, драках, грабежах.
Газетчик должен знать всё
Сотрудникам газеты вменялось в обязанность знать всё. Редактор возил нового корреспондента по Москве и Подмосковью, знакомил его с официальными лицами полиции и миром преступников и бродяг. Гиляровский-репортёр в поисках материала теперь всегда при деле: слушает, о чём говорят люди на рынках и в пивных, ходит пешком по окраинам Москвы, порой мчится на пожарной фуре на пожар. Он не только описывал пожары как происшествия, но участвовал в тушении и спасал людей.
Особенную популярность журналисту Гиляровскому принёс многодневный репортаж с места катастрофы пассажирского поезда на Московско-Курской железной дороге. Гиляровский первым прибыл на место происшествия и 14 дней посылал телеграммы с места спасательных работ, в которых и сам участвовал.
Первая книга сожжена полицией
Ярких и незабываемых впечатлений в жизнь Владимира Алексеевича добавили знакомства и общение с Фёдором Шаляпиным, Алексеем Саврасовым, Исааком Левитаном, Львом Толстым. А с Антоном Павловичем Чеховым его связала многолетняя дружба. Но бывали в жизни Гиляровского и огорчения.
Журналист собрал свои уже ранее опубликованные работы в книгу, назвал её «Трущобные люди» и попытался опубликовать. Но в ночь перед выпуском полиция разорила редакцию, а уже напечатанные материалы сожгла. Но это событие в биографии журналиста только прибавило ему симпатий и популярности среди демократически настроенной части общества.
По заданию редакций Гиляровский бывал и в заграничных командировках, проявляя себя не только как литератор, но и как патриот. В 1899 году во время поездки в Белград он с риском для жизни информировал мировую общественность о деспотическом правлении короля Милана и о готовящихся репрессиях над оппозицией.
Хорошо изучив нравы и вкусы буржуазной публики. Гиляровский всегда выступал против стремления журналистов к дешёвым сенсациям в тех случаях, когда происходили настоящие трагедии. Его репортаж с Ходынского поля, где погибли во время давки сотни людей, тому пример.
С любовью о прошлом и пережитом
Революции 1917 года Гиляровский встретил в Москве уже пожилым человеком. События отвечали многим личным чертам его характера. Уезжать из страны он не собирался. Он любил старую Москву, сумел полюбить и новую.
Через 30 лет после сожжения первой книги Владимир Алексеевич задумал новые.
В 1918 году он приступает к своим воспоминаниям. Больше всего ему хотелось написать книгу о Москве, но его одолевали сомнения, нужны ли в новой стране книги, на страницах которых прошлое будет воспроизводиться с большой любовью?
Впечатлений о жизни было так много, что «родились» несколько книг: «Мои скитания», «Москва и москвичи», «Москва газетная», «Друзья и встречи», «Трущобные люди».
Гиляровский оставил нам фотографически точный портрет Москвы А. Чехова и Л. Толстого, А. Саврасова и К. Станиславского.
Колоритная личность журналиста и писателя Владимира Гиляровского оставила яркий след в истории отечественной журналистики и литературы. Его образ вдохновил российского кинематографиста Карена Шахназарова на создание фильма «Хитровка. Знак четырёх». Премьера состоялась 18 мая 2023 года. Роль Гиляровского исполнил Михаил Пореченков.
Источник: The Epoch Times