Найти тему

Рецензия на "Банши Инишерина": когда экзистенциальный кризис преодолевают через *опу

А это, кстати, метафоричный кадр
А это, кстати, метафоричный кадр

Это называется экзистенциальным кризисом – когда «накатывает» и человек начинает призадумываться о смысле своего существования. «Банши Инишерина» как раз о потере и поиске такого смысла.

И вроде как есть глубокие метафоры, аллюзии, иносказания и прочее. И вообще, смысл жизни – отличная тема. Вот только… Почему-то очередное оскароносное творение показывает исключительно то, как не надо делать. И в каком-то смысле утверждает победу зла в человеке. Потому что саморазрушение - это победа зла.

Да, это будет злая рецензия. Но давайте про метафоры.

Например, ключевая линия про пальцы.

  • Метафора: скрипач, решив оставить след в истории человечества, пренебрегает дружбой и зачем-то лишает себя пальцев.
  • Если перевести: творческая интеллигенция (скрипач) вдруг загордилась и оторвалась от народа (своего простецкого дружбана). А оторвавшись от народа она, по сути, добровольно лишила себя пальцев, которыми могла бы творить. Потому что в отрыве от народа живое творчество невозможно. Это отличная метафора и единственное, что оправдывает фильм.

Про ослика.

  • Метафора: ослик – незлобное и простое животное, подавившись пальцем, умирает.
  • Если перевести: герой Колина Фаррелла, образно, тоже подавился этими пальцами и в нем как бы умер незлобный ослик – умерло все простое и незлобное. К концу фильма это уже другой человек, готовый в том числе на убийство. Если продолжить предыдущую метафору, то получается, что отказ интеллигенции от народа бьет и по интеллигенции, и по народу. Народ чувствует этот отрыв, чувствует, что его бросили и озлобляется. Ну, допустим.

Еще есть тема уныния. Это уже не метафора, а прямой посыл: скрипач впадает в уныние (в чем и признается) и получается то, что получается. Потому что уныние - смертный грех. Скрипач перестал надеяться, перестал «бить лапами» и поэтому стал творить дичь. Уныние – это страшно и реально смертельно. Тоже неплохо и поучительно.

Есть какая-то перекличка с гражданской войной (зачем-то она идет фоном). Возможно, это пример того, что там, где идет война – у людей есть смыслы, они готовы за что-то умирать. А здесь, в абсолютном социогомеостазе, когда приходит он – экзистенциальный кризис – и людям требуются смыслы – они не могут их найти. А в отсутствии смыслов не только пальцы начнешь отрезать…

Возможно, есть еще глубокие и скрытые метафоры и подтексты, но для меня они пока слишком глубоки и сокрыты.

А вот что на поверхности – больной идиот, занимающийся членовредительством и обвиняющий в этом своего другана. Ну псих ведь? А друган – олицетворение поговорки «простота хуже воровства» (дошедший в этой своей простоте до покушения на убийство). В итоге слоганом к фильму может быть присказка: «Два деб*ла – это сила».

Теперь об экзистенциальном кризисе

Вот скрипач сталкивается с ним родным. Он задумывается о смерти и решает, что должен попытаться оставить след для человечества. Это он молодец. Проблема в том, что, столкнувшись с препятствием, с которым сталкивается каждый(!) человек в своей жизни, он их не преодолевает – пусть мучительно и трагически - а начинает калечить себя!

Не ходите к ней
Не ходите к ней

Еще раз. Человеку нужен смысл. Не пить, гулять и «брать от жизни все», а настоящий смысл жизни. Без него все плохо заканчивается. Рано или поздно, человек начинает этот смысл искать. Долго, больно, криво, косо, мучаясь, но ищет. Это если он здоров.

А скрипач во всех смыслах человек больной. Он не дает ответа на вызов этого самого экзистенциального кризиса. Он впадает в уныние, находит «виновного» и, понимая, что не сможет дать ответ, начинает отрезать себе пальцы.

Однако его действия представлены чуть ли не как подвиг! Вот это самое мерзкое. Человеческий проигрыш самому себе смотрится как некая победа. Нет ощущения неправильности пути, который выбирает скрипач.

И все возможные, но не такие уж очевидные смыслы и метафоры накручиваются вокруг этого безумия. Оно как бы имеет право быть, я ж не против… Вот только нельзя ли как-нибудь, чисто для разнообразия, показать здоровое решение человеческой проблемы?

Современный кинематограф принципиально не показывает победу человеческого в человеке. Он принципиально показывает победу античеловеческого. Почему перестали предъявлять адекватные примеры преодоления этого самого экзистенциального кризиса? Зачем надо обязательно отрезать себе пальцы?

Другие рецензии по смыслу

Интерстеллар. Смысл фильма с точки зрения предназначения человека, или Луч света в темном царстве современного западного кинематографа
Если посмотреть внимательно...28 мая 2023