Найти тему

«Капитан Фантастик» - о свободе «не в ту сторону»

Это кадр с похорон. Кажется, это называется постмодерном.
Это кадр с похорон. Кажется, это называется постмодерном.

Если смешать килограмм варенья и килограмм го… помоев, получится два килограмма помоев. В этом смысле этот фильм - отличный материал для тренировки по отделению мух от котлет.

Вообще, кино, по-видимому, является проработкой левачествующих недовольных в США. Не левых, а именно леваков со своим извращенным понятием свободы и справедливости. Но это общая канва, а так в фильме можно выделить несколько специфических моментов.

  1. Фильм, конечно, во славу Америки. Но очень особенной Америки.
  2. Это очередная и весьма зловещая пощечина христианству.
  3. И то, с чего начал: смешение нормы с антинормой, что в итоге норму уничтожает (под нормой я подразумеваю выработанные человечеством правила, нарушение которых грозит человечеству гибелью, ни больше ни меньше).

Разбор диагнозов начну в обратном порядке.

Нет ничего странного, страшного и маргинального в том, что люди в развитых станах недовольны сложившейся общественно-политической системой. Недовольны обществом, как единым организмом, и преобладающими в этом обществе тенденциями, которые впору называть патологиями... И тут каждый оформляет это недовольство как может: от алкоголизма до эскапизма.

Герой фильма с женой отказывается растить детей «как все» и уходит в лес. С одной стороны – маргинально, с другой – его можно понять. Но тут в фильме начинается добротное замешивание мух с котлетами.

На чашу весов со знаком плюс можно положить:

  • Дети получают образование, культурное и физическое развитие условно «выше среднего».
  • Умеют анализировать прочитанное и разбираться в своих переживаниях.
  • В целом живут в атмосфере открытости и доверия.
  • И, возможно, главное – не находятся в состоянии перманентной «расслабухи», они постоянно в тонусе, готовы к трудностям и к их преодолению.

Ну и прекрасно. Тут родители молодцы.

Однако, с другой стороны:

  • Отцу хватает ума рассказывать малолетнему ребенку о половых сношениях и подробностях гибели матери. (Да, с детьми надо разговаривать, быть честным, объяснять, нельзя отмахиваться от вопросов. Но прикрываясь тезисом «детям нельзя врать» и вываливая на них то, что детская психика еще не способна переварить, не трудно сделать из ребенка инвалида).
  • Семейству не чужд нудизм. (Что-то из звериного, отрицающего, между прочим, культурность человека, как его отличие от животных).
  • Воровство. (И пусть оно вполне себе «милое», но они все же подставляют персонал магазина).
  • «Издеваться можно только над христианами». Интересная установка… О ней подробнее ниже. И вообще, можно презирать людей. (Можно даже помахать перед ними своими причиндалами).
  • А также можно заниматься осквернением могил и смыванием праха матери в унитаз…

В общем, интересный подход к воспитанию. Вместе со здоровыми вещами присутствует абсолютная дичь.

В начале я упомянул левых и леваков. Подробный разбор отличий – это отдельная научная статья, но если сильно упростить, то вот то, что лежит на первой чаше весов (со знаком плюс) – это здоровая левая повестка. Она адресует к всестороннему развитию человека и, если хотите, к советскому опыту.

А то, что лежит на другой чаше – это специфические добавки, которые по сути уничтожают здоровую левизну, превращая ее в левачество, взявшее все «лучшее» от фашистов и либералов. Как-то так.

Ну так вот, папаша – клинический случай свободолюбца, понимающего свободу в сильно извращенном смысле:

  • Люди – просто животные (получается, их ничто не отличает от животных, культура и мораль не считаются).
  • Детям надо говорить только правду и поэтому можно буквально рассказывать про половую связь (не важно, что там будет с детской психикой и каким извращенцем/импотентом он вырастет).
  • Нет ничего плохого в нудизме (люди ведь животные - все логично).
  • Нет ничего плохого в воровстве (ведь воруешь у «фашистско-олигархической системы», а работники супермаркета не в счет).
  • Ну и, наконец, общественные нормы, вытекающие из христианской культуры, - смываем в унитаз вместе с прахом матери. Потому что она так захотела, на минуточку - психически больной человек. А мнение ее родителей – глупых христиан – никого не волнует.

Подробнее про эпичное спасение усопшей матери.

А что такого?..
А что такого?..

Семейный подряд на раскопку могилы с несовершеннолетними детьми и смывание праха матери в унитаз – это где-то за гранью. Повторюсь, отсылки к последней воли матери хорошее прикрытие, если не вспоминать, что у нее было психическое расстройство.

Вообще, эта демонстрация радикального антихристианства для фильма была не обязательна. Но режиссер зачем-то решил довести линию до конца. (На всякий случай: я светский человек, но не понимаю и не разделяю воинствующую антирелигиозность. Более того, происходящую в мире дехристианизацию считаю катастрофой. И режиссер помогает этой катастрофе свершиться).

Да, современное христианство сильно проблемно, где-то происходящее уже нельзя назвать христианством, а где-то оно и вовсе становится своей противоположностью. А где-то нет. Так зачем все мазать одной краской?

Но дело даже не в этом. Будь ты самым распоследним атеистом, ты все равно вырос в мире, основанном на христианской культуре - в самом широком смысле этого слова. Ты можешь отрицать и критиковать, но зачем разрушать то, что является фундаментом цивилизации? Потому что в фильме христианство не проблематизируется – оно именно разрушается.

Установка папаши: христиан можно презирать. Хочется спросить: а евреев, а мусульман, а атеистов? А до какой степени можно презирать? Можно у этих глупых никчемных людишек, например, своровать деньги? А можно, например, своровать деньги у смертельно больного христианина, нужные ему на лечение? Папаша ответит на эти вопросы?

И, конечно, можно (а для режиссера даже нужно) презреть все вековые традиции. Семейное гробокопание с последующим туалетным обрядом – финальная точка в разрушающем посыле. Вот только зачем?! Мерзко и попахивает какой-то, простите, дьявольщиной.

Финал многоговорящий: все это добро в итоге находит свое место в общественно-политической системе. Пусть на окраине в маленьком домике, но все же в системе. Потому что США у нас настолько демократичны и предоставляют столько свободы, что даже все эти фрики, презревшие вековые нормы, выработанные человечеством, могут встроиться в эту «прекрасную» систему.

И пусть себе бормочат про фашистко-олигархическую власть, пусть оскверняют могилы – это ничего страшного. Это их право, «свобода» же ж…

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц