Во всяком случае, пока. Всё же, когда в редкие минуты всепоглощающего сумрака торжествует здравый смысл, это заставляет прислушиваться и на время отступать даже наиболее обскурантистские и непробиваемые умы нашей современности.
Если кто не знает, 15 мая состоялось заседание расширенного реставрационного совета Третьяковской галереи, посвящённое одной из самых злободневных искусствоведческих тем - очередному терзанию многострадальной "Троицы". Вердикт специалистов жёсток и безоговорочен:
"Икона «Святая Троица» Андрея Рублёва не подлежит выдаче за пределы Третьяковской галереи на праздник Троицы 4 июня сего года из-за сложного и нестабильного состояния, а также непредсказуемости продолжающегося процесса негативных изменений. В настоящий момент икона находится в реставрационной мастерской в процессе неотложной реставрации памятника".
Реставраторы помимо прочего настаивают, что тяжёлые последствия стали результатом поездки иконы летом минувшего года в Троице-Сергиеву лавру, из-за чего произошла расконсервация памятника, что объективно подтверждается результатами мониторинга состояния его сохранности.
Пользуясь случаем, не могу не процитировать Илью Переседова:
"Милые мои, напомните, пожалуйста, как именно русский православный люд чтил, хранил и ценил эту икону в своей истории?
Наверное, к ней — центральной святыне русской культуры — часто приезжали помолиться цари и выдающиеся военачальники? А ещё сотни паломников из сословий помельче?
Художники из Академии Художеств учились у неё пропорциям и плавности линий?
Наследие Рублёва столетиями хранилось и осмыслялось Русской Церковью, породив уникальное иконографическое направление?
Увы. Нет, нет и нет.
Рублёвская Троица вскоре после создания была замазана Церковью. Закрашена сверху четырьмя «поновлениями», которые практически не оставили на поверхности и следа от первоначального образа. Потом она почернела от времени и храмовой копоти так, что на доске вообще сложно было что-то разглядеть. И в довесок ко всему годами была закована в железный оклад.
Ни одного упоминания в церковных документах о том, что Рублёвская Троица обладает особой художественной ценностью, у нас нет. Никакой иконописной школы на её основе Русская Церковь из себя не породила. Верхом культурных амбиций Русской Церкви 17-18 века были лубочные комиксы Семёна Ушакова и его учеников (погуглите).
Профессора Академии Художеств сами в качестве халтуры клепали иконы на продажу (занимался этим, например, Карл Брюллов), а про Рублёва они если и слышали, то краем уха.
Рублёв пришёл в русскую культуру в 1904 году, когда Троица была расчищена музейным реставратором Василием Гурьяновым. Вернее, он начал этот процесс. Освобождение иконы, анализ её изначального образа и его консервация были закончены только в 1919 году.
Примерно в эти же годы на волне популярности импрессионизма древняя русская живопись стала обращать к себе внимание публики. Павел Флоренский (который современной Церкви не сказать что б был сильно нужен) в своём «Иконостасе» ввёл Рублёвскую Троицу в пространство богословских смыслов.
То есть это всё ни разу не история про то, что музейщики когда-то забрали у верующих святыню.
Ровно наоборот: музейщики показали верующим ценность святыни, которой те обладали. Но на которую не обращали внимания. И ещё сто лет понадобилось на то, чтобы убедить этих верующих и примкнувших к ним захожан в этой ценности.
В убеждении этом большую роль сыграли художественные альбомы, открытки, тиражировавшиеся в СССР, и фильмы Тарковского.
Прямо как в известной сцене из фильма «Дьявол носит Прада»:
«На вас сегодня синий свитер этого оттенка только потому, что 30 лет назад в этой комнате люди, вроде нас, решили выпустить в продажу этот цвет в коллекции высокой моды. И за последующие годы он добрался до той барахолки, в которой вы его купили».
Увы ещё раз. Русская Церковь сегодня и все последние десятилетия — это в основном барахолка, которая массово торгует иконным ширпотребом.
Я, разумеется, имею в виду комбинат Софрино. Который миллионными тиражами выпускает кичёвые образы на бумаге из фольги.
Собственно, сложно представить больший вред для развития и формирования вкуса к иконам у православных, чем нанесло Софрино и церковные лавки при храмах, вынужденные продавать их продукцию.
И вот теперь, толпам обрядоверующих пытаются всучить Троицу Рублёва как некий фетиш и трофей. Спасённый у недалёких интеллигентов. Всучить вопреки базовым положениям догмата об иконопочитании.
Ну что ж. Кого Господь хочет наказать, того лишает разума."
________________________________________
Дорогие друзья, спасибо за лайк этому посту! Поделитесь им в своих соцсетях! Не забывайте подписываться на мой канал!