Найти тему
РГАФД

Твердая рука Альберта Лака

💽 Из истории музыкальной индустрии

Статья является продолжением серии материалов, посвященных истории работы в России АО «Граммофон» («Граммофон» в России 1905-1911 гг.)

Внезапная отставка Михелеса повергла в состояние шока Российский музыкальный рынок. Крупнейших партнеров и конкурентов остро волновал вопрос: «Кто теперь займет кресло генерального директора?» Молва называла разных отечественных граммофонных предпринимателей, но Лондон, наученный горьким опытом, решил отказаться от услуг местного менеджмента.

Новым директором АО «Граммофон» для всей России был назначен Альберт Лак, а его заместителем Жорж Куперт. Состав нового руководства красноречиво говорил о том, что на этот раз Лондон решил сделать ставку только на своих. Albert T. Lack был Британским подданным, он родился в 1874 году в Плимуте, получил хорошее образование, знал русский язык. До приглашения в АО «Граммофон» был главным представителем фирмы «Кодак» для России.

Работая в близкой к музыкальной индустрии отрасли, Лак хорошо знал, как тут делаются дела, имел большие связи и безупречную репутацию. Новый руководитель круто взялся за дело. В середине апреля он разослал всем клиентам циркуляр следующего содержания: «Милостивые государи! Сим имею честь довести до Вашего сведения, что я с числа настоящего циркуляра вступаю в должность нового директора для России АО «Граммофон». Я льщу себя надеждой в скором времени иметь удовольствие познакомиться лично со всеми нашими уважаемыми покупателями-друзьями, многих из которых, что мне особенно приятно подтвердить, я уже лично знаю, и уверен, что наши торговые отношения окажутся долголетними. С совершенным почтением Альберт Лак, Директор АО «Граммофон».

Как только Лак вступил в должность, на всех пластинках АО «Граммофон» появилась ранее не существовавшая надпись: «Изготовлено обществом «Граммофон в Риге».  Так новый директор и руководство в Лондоне пытались дистанцироваться от начавшего свою работу и схожего по названию «Русского акционерного общества граммофонов» (РАОГ).

Новая метла – новая политика. Всех игроков рынка интересовало: «Как будет развиваться крупнейшая музыкальная компания в России»? Уже первые записи, сделанные при новом директоре, подтвердили линию на звездную преемственность в репертуарной политике. В студию были приглашены: известная певица Нежданова, протодиакон Здиховский, военный оркестр под управлением Марквардта и др.

На новое руководство смотрели как снаружи, так и изнутри компании. Директор Тифлисского отделения г-н Тейлэр специально поехал в Ригу, чтобы представиться Лаку и выяснить, «куда дует ветер». Он очень волновался за свое место и это притом, что до России шесть лет руководил отделениями Общества «Граммофон» в Каире и Александрии и считался одним из лучших сотрудников.

Назначение Лака по времени практически совпало с принятием нового закона об авторском праве, который вносил ряд существенных изменений в бизнес-модель работы музыкальной отрасли. В частности, теперь нужно было платить деньги не только исполнителям, но и авторам, чего не было прежде. Лак сразу пошел на жесткие и непопулярные меры, переложив бремя авторских платежей на покупателей. Особым циркуляром все торговцы были извещены о том, что цены на двухсторонние двухрублевые диски «Граммофон» повышены на 25 копеек, а диски «Зонофон» - на 5 копеек. Сделано это было, несмотря на иные условия контрактов с гроссистами (оптовиками), которые были подписаны прежним директором.

Лак был законопослушным начальником и умел работать быстро. Пластинки майского выпуска 1911 года АО «Граммофон» и «Зонофон» вышли снабженными авторскими марками, подтверждающими выплату соответствующего вознаграждения.  Таким образом, Общество стало первым на рынке, кто применил на практике новеллы только что принятого закона об авторском праве.

Повысив с 1 июня 1911 года цены на пластинки, Лак после трудных переговоров сумел найти общий язык с большинством нотных издателей в столицах и провинции относительно размера авторского вознаграждения с пластинок различных типов. В итоге с «Зонофонных» дисков Общество стало уплачивать 4 коп, с «Граммофонных» – двухрублевых – 5 коп., с трехрублевых – 8 коп. а с четырехрублевых и шестирублевых (односторонних) – по 5 коп. С музыкальным издательством «Бессель и К» Лак договорился об иных условиях: Общество уплачивало авторское вознаграждение в размере 5% с пластинок не дороже 6 руб. и 3% с тех пластинок, цена которых была 6 руб. и выше. Несложные подсчеты показывали, что выплаты по авторским правам с лихвой покрывались повышением цен и приносили Обществу дополнительную прибыль.

Новые отпускные цены на грампластинки вызвали бурю негодования и у оптовиков и у розницы. Чтобы хоть как-то успокоить своих клиентов Лак отправился в поездку по России. Учитывая масштабы хозяйства, он путешествовал около 2-х месяцев. Встречаясь с крупными покупателями, Лак вел с ними продолжительные беседы о развитии граммофонного дела и путях оживления торговых отношений. По отзывам некоторых лиц, он искренне желал уладить различные конфликты, причем сделать это, разумеется, в интересах Общества. Главным итогом поездки по стране стало четкое понимание: кто и сколько зарабатывает на его пластинках и что делать с конкуренцией. Он увидел, что крупнейшие оптовики живут на широкую ногу и у него созрел план лишить их этих заработков, а заодно вернуть себе положение хозяина рынка. Партнеры и конкуренты, пообщавшись с новым директором, поняли, что он проведет в жизнь все задуманные им реформы, поскольку имеет характер твердый и очень широкие полномочия, делегированные ему из Лондона.

Казалось бы, прямым следствием его новой ценовой политики будет то, что и оптовики увеличат соответственно цены на отпускаемый ими товар, но в этом стане единой позиции выработано не было. Из четырех крупнейших дилеров о повышении цен объявили двое. Те, которые не подняли цены, очевидно, руководствовались одним из двух соображений: или они были намерены, на основании запутанности контрактов, составленных предыдущим директором, оспаривать законность повышения цен, или это был маневр для привлечения на свою сторону покупателей, соблазненных лишним пятачком выгоды. На перемены в крупнейшей в России компании смотрели и другие участники рынка, число которых росло день ото дня.

Если при прежних руководителях число конкурентов можно было пересчитать половиною пальцев одной руки, то теперь все изменилось коренным образом. Началась безумная «пляска новых рекордов». Только в Петербурге в одном апреле месяце 1911 года начали функционировать сразу три новые фирмы, изготовляющие грампластинки: «Звукопись», «Идеал Рекордъ» и «Русское акционерное общество граммофонов» (РАОГ).  В Одессе Полякин с сыновьями строил свою фабрику, в Москве расширяла работу «Метрополь-Рекордъ», в Киеве запускалась фабрика «Экстрафон». Совершенно очевидно, что рост конкуренции не мог не сказаться на делах АО «Граммофон» и «Зонофон», пластинки которых прежде доминировали на рынке, как по качеству, так и по широте репертуара.

Появление на рынке новых игроков обострило конкуренцию – пластинки стали падать в цене. Лак одним из первых увидел опасность такой тенденции для отрасли. Очередной, разосланный им циркуляр, снова говорил о повышении цен. Если бы его пример нашел подражателей в лице других фабрикантов, то результаты наверняка были бы самыми отрадными: все дело значительно оживилось бы, и публика поняла, что существует рубикон, переходить который нельзя.

После повышения Лаком цен в музыкальных кругах заговорили о том, что некоторые крупные оптовики могут перестать торговать пластинками Общества, но тогда все осталось на уровне слухов. В своей работе Лак, как истинный капиталист, думал не только о прибавочной стоимости. Он постоянно радел о производстве новых записей, для чего вызывал из Лондона самого лучшего в те годы специалиста Фреда Гейзберга, студийные работы которого, как правило, оказывались очень удачными. Вообще качество продукции всегда было козырной картой Общества, которое занималось не только пластинками, но и граммофонами. Их товар был настолько хорош, что заказы едва успевали выполнять. Объяснялось это очень просто: одно время торговцы увлеклись берлинской дешевкой и отечественным производством сомнительного достоинства. Результаты не замедлили сказаться: покупатели оставались крайне недовольными аппаратами, нередко на этой почве происходили скандалы и даже судебные процессы, т.к. граммофоны уже на третий день решительно отказывались играть из-за поломок в механизме! С аппаратами АО «Граммофон» такие катастрофы были исключены, поэтому торговцы стали делать крупные заказы. Они вовремя опомнились!

В отечественных граммофонных кругах стали поговаривать, что руководство в Лондоне очень довольно действиями нового директора, и все слухи о том, что он является лишь временным лицом лишены всякого основания. Действительно, за короткое время Лак сумел существенно поправить дела в Обществе: за период с 1 августа 1910 года по 1 августа 1911 года он увеличил оборот на 20%, заработав 4 миллиона рублей (деньги по тем временам огромные!). По инициативе г-на Лака в Об-ве «Граммофон» начались серьезные реформы, которые должны были способствовать расцвету коммерческой жизни. Прагматичный директор стал удалять лишние звенья в инфраструктуре и минимизировать расходы. Первым делом он закрыл отделение в Омске. Этот шаг высвободил значительные средства и ускорил движение товаров, поскольку теперь все сибирские оптовики сами стали обращаться за пластинками непосредственно на фабрику в Ригу. Этот опыт еще больше убедил его в желании нанести главный удар по крупнейшим оптовикам. Он прекрасно понимал, что такой шаг потребует серьезной подготовки, и она началась.

Дотошный англичанин провел ревизию каталога и запустил в производство все, что было записано, но по разным причинам не увидело свет. В частности, он издал пластинки покойного Саши Давыдова - известного исполнителя «цыганских» романсов. При жизни его записи в продаже не появлялись, поскольку «не совсем удались», но после смерти публика проявила огромный интерес к его творчеству. На фабрике в Риге достали старые матрицы, сделали тираж и неплохо заработали. Критики отмечали: «Плохая запись окажется всегда плохой, когда бы её ни выпускали», но спрос определял предложение.

Лак стал жестко отслеживать выплаты гонораров артистам. Вскоре на этой почве у него возник первый конфликт со «звездой». Талантливая артистка Варшавской оперетты Люцина Мессаль потребовала повысить себе гонорар, пригрозив в случае отказа уйти к конкурентам - в компанию «Сирена-Рекордъ». Узнав, что певица уже успела записать несколько произведений, а фирма выпустила их в продажу, Лак немедленно расторг контракт, пригрозив певице судебным разбирательством. Иная проблема возникла с другой «звездой», которой прежний директор задолжал тысячу рублей. После того как Лак лично передал эти деньги артисту, молва об этом облетела всю артистическую богему России и акции директора заметно поднялись.

Работая над оптимизацией бюджета, Альберт Лак решил переложить расходы и по рекламе на оптовиков. Он закрыл выпуск ежемесячного журнала, который редактировал прежний директор, и выпустил довольно скромную, но изящную брошюрку под названием «Пишущий Амур» Торговый циркуляр». Брошюра, предназначенная исключительно «для господ торговцев», подробно знакомила оптовых покупателей с новыми изделиями, и условиями торговли. Она должна была исключить излишнюю переписку и упростить процедуру выполнения заказов. Для этого были подготовлены специальные статьи: «Бланки заказов», «Доставка товаров», «Исполнение заказов», списки новых пластинок и другие интересные заметки.

Развивая торговлю, Лак инициировал экспорт русских пластинок к себе на родину. Особым успехом на берегах Туманного Альбиона пользовались записи голосов Шаляпина и Собинова, которые не раз выступали на концертных подмостках Лондона.

Продолжение статьи вы найдете на нашем сайте:

📰 http://ргафд.рф/20-tverdaya-ruka-alberta-laka

#изисториимузыкальнойиндустрии #альбертлак #лак #граммафон #albertlack #звукозапись #ргафд

🔔 Подписывайтесь на другие соцсети Архива фонодокументов:

Телеграмм, Одноклассники, ВКонтакте, YouTube

-2
Об истории и сегодняшнем дне музыкальной индустрии рассказывает А.В.Тихонов, российский музыкальный журналист, ведущий эксперт в области музыкального рынка, преподаватель.