На пробном занятии один из самых часто задаваемых вопросов от родителей – "Ну что, есть у него слух?". Итак, почему слух - это не главное и на что вообще смотрят преподаватели в начале занятий.
Что вообще такое музыкальный слух?
Если объяснять простыми словами, то музыкальный слух - это способность человека воспринимать музыку. Над слухом можно (и нужно!) работать.
На первом уроке я всегда смотрю насколько развит относительный слух - способность слышать интервалы (расстояния) между нотами. Если он хорошо развит, ученик будет слышать свои ошибки. Ему будет легче выучить музыкальное произведение или спеть мелодию.
Как проверяю - прошу пропеть за мной простую мелодию, спеть любую несложную детскую песенку - "Жили у бабуси два весёлых гуля" или "Маленькой ёлочке холодно зимой".
Как улучшить - заниматься сольфеджио, играть на музыкальных инструментах, петь, прослушивать музыку (осознанно).
Чувство ритма и математика.
Ритм - это про длину звуков. Он организует ноты во времени, как строгий начальник, который говорит, когда кому выходить на сцену. Ритм помогает играть музыку ровно, чтобы мелодия была узнаваема для слушателей и не превратилась в набор звуков. По моему опыту людям, склонным к точным наукам, проще даётся понимание ритма - он очень похож на дроби.
Как проверяю - прошу повторить за мной ритм - простучать или прохлопать в ладоши, повторить ритм какого-то музыкального отрывка, прочитать ритм (использую только обозначение длинный-короткий звук).
Как улучшить - играть в музыкальные игры, делать упражнения на чтение ритма (стучалочки), играть на музыкальном инструменте и слушать музыку.
Опять запамятовали маленько?
Музыкальная память - это способность запомнить и сыграть или спеть какой-то музыкальный отрывок, мелодию. Этот навык помогает быстро выучить новое произведение и очень выручает в повседневной жизни.
Как проверяю - прошу рассказать любое стихотворение; включаю музыкальный отрывок и прошу напеть его мелодию, простучать ритм, сказать какие звучали инструменты, какое настроение. Смотрю что из него ученик запомнил и в каком объёме.
Как улучшить - учить стихи и новые музыкальные произведения (проговаривая нотами), заниматься сольфеджио, слушать музыку и петь песни.
Пальчик, пальчик, где ты был?
Мелкая моторика и координация - важные качества для музыканта, ведь мозгу нужно контролировать обе руки, пальцы на них (а иногда и ноги!), совершающие разные действия! Иногда целая история разобраться где лево, где право, а где ноты, которые мы сейчас играем...
Как проверяю - зависит от возраста, например прошу дотронуться большим пальцем до всех других пальцев по очереди или чередовать кулак-ладонь попеременно обеими руками.
Как улучшить - делать упражнения на координацию, ритмические упражнения обеими руками, играть на музыкальных инструментах.
По тебе Большой театр плачет!
Для музыканта артистичность не ключевой навык, но она очень помогает передать зрителю эмоции и настроение произведения. Многим моим ученикам нравится обсуждать музыку, размышлять - какие мысли и чувства были у композитора в момент её создания?
Как проверяю - просто наблюдая за учеником. Обычно артистичные люди более открытые, яркие эмоционально, каждое действие они подсознательно стараются сделать красиво.
Как улучшить - обсуждать с учеником музыку, помочь прочувствовать её, придумать историю и представить себя героем в произведении, которое исполняем, детям я предлагаю рисовать иллюстрации.
Счастье человека где-то между свободой и дисциплиной.
Кроме таланта к музыке, нужна старательность. Если ученик не выполняет домашние задания и прогуливает уроки, у него не будет заметных результатов, которые могли бы его порадовать. Станет скучно и неинтересно.
Как проверяю - наблюдаю за учеником, общаюсь с ним, даю домашнее задание, прошу отправлять аудио или видео домашних занятий.
Как улучшить - поставить будильник на конкретное время для домашней репетиции, составить пошаговый план домашнего занятия.
Как видите, все эти качества музыканту можно (и нужно!) развивать, поэтому иногда стоит начать заниматься музыкой не "потому что", а "для того чтобы". Индивидуальные занятия позволяют начать в любом возрасте и двигаться в любом темпе!
Спасибо за внимание! Если было интересно, подписывайся на канал.
А вы бы хотели заниматься музыкой?