Сегодня хочу немного рассказать о самосвальном автопоезде КАМАЗ-54101, который не пошёл в серию, а так и остался лишь в опытных образцах.
Как известно, конструкторы ЗИЛа, создавая новое семейство трёхосных большегрузных автомобилей, наряду с автомобилями КАМАЗ-5320, КАМАЗ- 5410, которые были запущены в серийное производство, изготовили и автопоезд, грузоподъёмностью 13,5 тонн для перевозки всех видов строительных грузов, кроме булыжника и скальных пород.
Между прочим, грузоподъёмность автопоезда КАМАЗ-54101 была больше самого известного на то время самосвала КРАЗ-256Б (12 тонн).
Прототип нового камазовского тягача получил индекс Э54101, в сцепке с ним пошёл полуприцеп с самосвальной платформой ГКБ-9575, разработанный в главном конструкторском бюро по тракторным и автомобильным прицепам в городе Балашове Саратовской области.
Опытный самосвальный камазовский автопоезд был собран поздней осенью 1972 года. Обратите внимание на выше размещённые фотографии. Если на его прототип, седельный тягач КАМАЗ-5410, ставилась кабина со спальником,
то КАМАЗ-Э54101 получил облегчённую версию, без спального места.
С марта по ноябрь 1973 года первый опытный образец КАМАЗ-54101 + ГКБ-9575 проходил заводские испытания на полигоне НАМИ под Дмитровом, на грунтовых дорогах Центральной машиноиспытательной станции Всесоюзного объединения «Сельхозтехника» в подмосковном Солнечногорске, на булыжном шоссе Углич-Рыбинск и на стройплощадках Москвы.
Стоит заметить, что к 1 апреля 1975 года этот автомобиль КАМАЗ-54101 имел общий пробег 66 838 километров, пробег полуприцепа ГКБ-9575 №1 составил 38 568 километров, общее число циклов самосвальной установки достигло 384.
Уже испытания 1973 года показали плохую устойчивость автопоезда с поднятой самосвальной платформой при разгрузке. Да и сам полуприцеп ГКБ-9575 оказался недостаточно прочным.
В конце 1973 года дополнительно были изготовлены 2 образца автопоезда, в 1974 году - ещё 2. Все они проходили испытания в 1974-1975 годах и показали большую надёжность, чем первый образец. Однако, во время межведомственных испытаний выяснилось, что самосвальные автопоезда КАМАЗ-54101 + ГКБ-9575 не вписываются в существующее весовое и техническое оборудование элеваторов и сахарных заводов по грузоподъёмности и габаритам.
В 1976 году автопоезда, участвующие в межведомственных испытаниях, были ещё раз доработаны, вновь вышли на испытания, но до серийного производства дело так и не дошло.