Найти в Дзене

Советский ампир в Сочи и архитектор Алексей Душкин

Оглавление

1️⃣Мы свои на этом празднике жизни!

Человечество мотыляет из крайности в крайности, от простого к сложному, от вычурного к аскетичному, от высокого к низкому и наоборот. Жизнь человека, его развитие и вкусы - это как езда по горкам: то вверх, то вниз.

Какое отношение это имеет к стилю "сталинский ампир", о котором сегодня расскажу, а вот какое: объявив мир хижинам, войну дворцам, уже через десятилетие после революции строители нового мира решили обратиться к опыту пышного прошлого.

И концепт модного в 20-30 гг прошлого века революционного архитектурного стиля "конструктивизм" - строительство в простых, строгих, функционально определенных, лаконичных формах, что с виду кажутся нагромождением геометрических фигур: пирамид, цилиндров, - начинает потихоньку уступать новому концепту "сталинский ампир", о нем, собственно, сегодняшний разговор.

В Сочи много зданий, построенных в стиле "сталинский ампир": здание морского вокзала ( Каро Алабян и Леонид Карлик, 1955 год), санаторий имени Орджоникидзе (Иван Кузнецов, 1937 год), санаторий "Металлург" (Яков Свирский, 1956 г). и пр.

Санаторий "Металлург", 50-е гг.
Санаторий "Металлург", 50-е гг.

Но сегодня мы поговорим о том, чье здание открывает ворота Сочи и приглашает нас прямо с поезда в ампирную роскошь. Ее создал архитектор Алексей Душкин.

Стиль эклектичный, то есть взял от всякого роскошного стиля понемногу, в нем есть приметы ренессанса, наполеоновского ампира, барокко, классицизма, неоготики, ар-деко и пр., это слияние монументальных форм и парадной отделки, демонстрирующей роскошь в советском понимании: изобилие жизни символизировали снопы колосьев, увитые летами, чаши или гирлянды из фруктов, техническое могущество - циркули, шестеренки, реторты и прочая атрибутика науки и техники, воинскую доблесть передавали лавровые венки, звезды, пушки, самолеты. В качестве украшений использовались статуи, роспись, барельефы и горельефы, мозаика, героями которых выступали или славные персонажи истории государства, или обычные простые труженики: рабочие, колхозники, воины, ученые, техническая и творческой интеллигенция.

Фасады из благородных материалов: мрамора, гранита перекликались с парадной отделкой: лепниной, скульптурами. Ампир в интерьере - это массивные хрустальные люстры, бронзовые светильники, кожаная мебель, натуральное дерево с инкрустацией или резьбой.

Всем привет, я Алексей Норкин, живу к Краснодаре, руковожу строительной компанией "Атлант". Больше 25 лет строю дома, из них 20 лет - дома индивидуальные, личные. Строим на юге, в Сибири, в центре страны, столице. Для того, чтобы дома получились современными и крутыми, собираю лучшие идеи, технологические и иные новации, путешествуя по миру. О чем и рассказываю в дзен-блоге, который вы читаете. Ниже поставлю список своих обзоров с точки зрения местного жителя (не туриста!) отдельных городов, поселков и станиц юга России.
-2

Обычно работу над проектом дома мы начинаем с "веселых" картинок - домов, выполненных в разных стилях. И вот что я отметил, есть три типа заказчиков:

1. Простенько и со вкусом. Они строят в рамках "небезразмерного" бюджета, останавливаются на классических формах и не стремятся никого поразить оригинальностью. Они за функционал и "невыделяемость" из общего ряда.

2. Чтобы не как у всех. Группа, с точностью до наоборот относительно первой. Рассматривают авангардные материалы, современные актуальные формы, а кто-то стремится забежать в архитектурное будущее.

3. Дорого-богато. Эта группа также склонна к классике, но пышной: элементы изгибов и украшений в стилях барокко, модерна, ампира, воспроизведение элегантности викторианских домов - вот все это про них.

На юге России, в отличие от Москвы, которая стремится продемонстрировать модернистское мышление, или в отличие от Сибири, где превалирует функциональных подход к жилью, как вы уже догадались, представители третьей группы тоже делают кассу строительным организациям.

Тяга к монументальной красоте имеет исторические корни.

Давайте посмотрим, как начинался советский ампир в наиболее показательном городе нашего края - Сочи. Садимся в Ласточку "Краснодар-Сочи", через 4 часа с небольшим мы сразу же попадаем в царство ампира.

-4

Это железнодорожный вокзал. Здание построено архитектором Алексеем Душкиным в 1952 году, а стиль, которому следовал зодчий, начал развиваться в СССР в конце 20-х годов. Его название происходит от французского слова empire — «империя», стиль плотно связан с эпохой Наполеона, тогда величественная торжественная архитектура утвердилась под названием "имперская" или ампиром.

Черты ампира освоили советские архитекторы, и новый эклектичный стиль стал воплощать собой величие достижений советской эпохи, иногда "сталинский ампир" называют также «стиль триумф». Границы стиля определяют принятием сталинской конституции в 1936 по 1955 гг., когда постановление о борьбе с архитектурными излишествами закрыло тему.

Я бы не стал следовать новомодной теме, педалирующей волю Сталина, которому во чтобы то ни стало надо было проявить свою крутизну, мощь "тоталитарного государства". Готов выдержать обстрел самых ярых критиков, но свое мнение выскажу. Все-таки тогда думали о народе. Думали, что величественные санатории, рестораны, музеи, парки, вокзалы, галереи - то, что принадлежит всему народу, а трудовой народ имеет право жить, любить, расти, строить, развиваться, совершенствоваться в красоте. Эту красоту и дарили сталинские архитекторы. Это был праздник жизни не для своей олигархической тусовки, а для всех граждан и гостей страны. Первые посетители роскошных санаториев Сочи - обычные люди, "свинарки и пастухи", металлурги, плотники, учителя, ученые и пр.

Санаторий "Металлург", 50е годы, фото из архива Маргариты Чуклаевой, ее отец строил это здание.
Санаторий "Металлург", 50е годы, фото из архива Маргариты Чуклаевой, ее отец строил это здание.

Кстати, Алексей Душкин построил и другие железнодорожные вокзалы России: в Симферополе (1951), в Брянске (1952) и Евпатории (1953).

2️⃣Архитектура для души от Душкина

Алексей Душкин, архитектор лучших станций московского метро. Кстати, знаменитый московский универмаг "Детский мир" тоже построил он.
Алексей Душкин, архитектор лучших станций московского метро. Кстати, знаменитый московский универмаг "Детский мир" тоже построил он.

Я попрошу вас прочитать короткую историю жизни Алексей Душкина, - все-таки, надо знать тех, кто делал наш мир красивым.

Он бы точно не стал архитектором. Родился в харьковском селе. Его отец был представителем сельской интеллигенции - ученый-почвовед, агроном, он держал нос по ветру, и отмечал, с каким почтением относятся на селе к мелиораторам.

Пасха в доме Душкиных. Красная Яруга, 1913 год. Глава семейства первый справа – Николай Алексеевич Душкин.
Пасха в доме Душкиных. Красная Яруга, 1913 год. Глава семейства первый справа – Николай Алексеевич Душкин.

Вот туда в мелиоративный институт по настоянию отца вынужден был поступить Алексей. Пока он там учился (три года), в сельском хозяйстве сменился тренд: мелиораторов стало много, а удобрения, фунгициды и гербициды, то есть всякая химия для полей и садов - это было знанием немногих. Этим спецам хорошо платили, на них был спрос, их заманивали в лучшие хозяйства всякими почестями и подъемными бонусами. И вновь послушный сын последовал воле отца: тот велел сменить вуз на Харьковский технологический институт, и он перевелся на второй курс химического факультета. Когда Алексею исполнился 21 год, умер его отец.

Родители А.Н. Душкина Надежда Владимировна Душкина (Фихтер) и Николай Алексеевич Душкин, учитель-гувернёр братьев Душкиных Константин Васильевич Соколов,  Алексей (дома звали Лёля) Душкин.
Родители А.Н. Душкина Надежда Владимировна Душкина (Фихтер) и Николай Алексеевич Душкин, учитель-гувернёр братьев Душкиных Константин Васильевич Соколов, Алексей (дома звали Лёля) Душкин.

Только тогда в 1925 году он перевелся на инженерно-строительный факультет, как мечтал, а мечтал о новой, красивой жизни для своих односельчан и городских однокурсников. Нам сегодня сложно понять, как парень из патриархальной семьи, за несколько лет учебы там, где ему было интересно, из тихого покладистого, послушного отцовскому мнению сына, вырос в упорного, волевого специалиста. Может, свою роль сыграл наказ отца: делай свое дело хорошо! Он добился зачисления на самый престижный курс института - курс академика архитектуры Алексея Николаевича Бекетова. Это был знаменитый педагог, воспитавший немало талантливых архитекторов, профессор Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств (1898), доктор архитектуры.

Витражное панно на станции метро Архитектора Бекетова, Харьков.
Витражное панно на станции метро Архитектора Бекетова, Харьков.

В Харькове Душкин познакомился с Виктором Александровичем Весниным, а вскоре попал под влияние, обаяние и мощь новаторской мысли и двух его братьев Александра и Леонида. В Москве он общается с прославленными архитекторами Иваном Владиславовичем Жолтовским и Алексеем Викторовичем Щусевым. В 1933 году Душкин получил распределение в Архитектурно-планировочные мастерские Моссовета, которыми руководил академик Иван Александрович Фомин. Это не просто имена, это "боги" архитектуры, и все они сыграли заметную роль в становлении Алексея Душкина. Они научили его мыслить в пространственных формах, научили строительной эстетике. Поэтому сегодня, когда мы попадаем на станции метро, на вокзалы, общественные пространства, которые создавал Душкин, мы ощущаем много воздуха и наш глаз, как в саду, где растут прекрасные цветы, перемещается с одного фрагмента на другой с наслаждением и внешним видом деталей, и общим величием зданий.

А ведь начальный путь архитектора не обещал возврата к ампирным формам. Конструктивизм и рационализм - это были две широких дороги, по которым он двинулся в свой самостоятельный путь в 1931-1932 гг. Творческое влияние Весниных очевидно:

Конкурсный проект клуба железнодорожников в Дебальцево. План, перспектива. Совместно с архитектором Яковом Николаевичем Додицей, 1931 год. Первая премия.
Конкурсный проект клуба железнодорожников в Дебальцево. План, перспектива. Совместно с архитектором Яковом Николаевичем Додицей, 1931 год. Первая премия.
Проект Дворца Советов в Москве. Всесоюзный открытый конкурс. Перспектива. Совместно с архитектором Я.Н. Додицей. 1931 г. Первая премия.
Проект Дворца Советов в Москве. Всесоюзный открытый конкурс. Перспектива. Совместно с архитектором Я.Н. Додицей. 1931 г. Первая премия.

Тему нового ампира Душкин стал разрабатывать отталкиваясь от базы функционального назначения помещений, от основ проектирования, которые ему дали Веснины и другие конструктивисты. Сейчас кажется и странным, и даже диким, что человек, ставший лауреатом трех Сталинских премий 1941, 1946, 1949 годов не имел высшего образования. Душкин не смог получить диплом Харьковского технологического института из-за задолженностей по украинскому языку. Диплом он получил уже став известным и авторитетным архитектором.

В 1924 году познакомился с Тамарой Дмитриевной Кетхудовой, женился на ней после смерти отца в 1927 году. Вообще, всякие решения, которые Алексей принимал сам, без влияния авторитетов, неизменно приводили его к успеху. Брак был счастливым и прочным.
В 1924 году познакомился с Тамарой Дмитриевной Кетхудовой, женился на ней после смерти отца в 1927 году. Вообще, всякие решения, которые Алексей принимал сам, без влияния авторитетов, неизменно приводили его к успеху. Брак был счастливым и прочным.

Его авторству принадлежат проекты станций Московского метрополитена — «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская», совместно с Я. Г. Лихтенбергом, 1935), «Площадь Революции» (1938, скульптор М. Г. Манизер), «Маяковская» ( это очень красивая станция с панно художника А. А. Дейнеки - туда можно приходить, как в музей), «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская», 1943) , «Новослободская» (1952, станцию украшал знаменитый художник Павел Корин).

Скажите, для какого "вождя" это делалось?! Для какой кучки важных советских аристократов? Для людей! Подземный транспорт всего мира, включая ранние станции метро Парижа или Лондона только снаружи, на улице имеют красивые входы (да и то не везде), а московское метро много лет позволяет людям находится и перемещаться по городу, находясь в атмосфере удивительной красоты, которую создавали талантливые люди для своего народа.

Станция Новослободская, арх. Алексей Душкин. Добро пожаловать в мир удивительной красоты с работами Павла Корина. Корин также отделывал потолочные мозаичные панно на станции «Комсомольская»-кольцевая, витражи на «Новослободской», создавал мозаики в наземном вестибюле станции «Смоленская» Арбатско-Покровской линии и делал мозаику «Рабочий и колхозница» в торце «Павелецкой»-кольцевой.
Станция Новослободская, арх. Алексей Душкин. Добро пожаловать в мир удивительной красоты с работами Павла Корина. Корин также отделывал потолочные мозаичные панно на станции «Комсомольская»-кольцевая, витражи на «Новослободской», создавал мозаики в наземном вестибюле станции «Смоленская» Арбатско-Покровской линии и делал мозаику «Рабочий и колхозница» в торце «Павелецкой»-кольцевой.

Простите мне политическую сентенцию: мы можем до искр из глаз умиляться новой архитектурой Москвы 21 века, но "тоталитарное" искусство строительства и сегодня доступно для всех.

Душкин, как архитектор, научил последователей и учеников важным приемам планировки:

1) чёткое выявление конструктивной основы, отсутствие балластных масс и объёмов;

2) свет как главное средство создания архитектурного образа;

3) единство конструкции и декора;

4) единство тематических изобразительных средств с архитектурой;

5) создание сверхпрочным полов, как неотъемлемой части комплекса.

В наших проектах мы реализуем идеи Алексея Душкина: конструкции и декор должны быть едиными, как работа со светом и т.д.

Строительство домов под ключ в Краснодаре, проекты и цены

Душкин был снят с должности в период хрущевской борьбы с излишествами и до конца жизни преподавал в Московском архитектурном институте.

4 ноября 1955 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое завершило эпоху "сталинского ампира". И города и веси СССР стали заполнять дома "без излишеств" - хрущебы.

Их полным-полно и в Сочи. Красивее стало?

Хрущевки Сочи.
Хрущевки Сочи.

3️⃣Самый восхитительный вокзал

-16

Построить здание вокзала всегда престижно для архитектора. В городе можно много чего не увидеть, не заметить, не впечатлиться, но его визитная карточка - вокзал всегда помогает создать первое впечатление о городе. Каждый архитектор мечтал построить самый восхитительный вокзал. Витебский, Пушкинский, Московский, Казанский, Белорусский и пр. - известные вокзалы, каждый по-своему примечательный. Вокзал Сочи точно входит в число лучших проектов мира, занимает место в десятке самых прекрасных вокзалов России, а может быть и в пятерке лучших.

Один из первоначальных вариантов вокзала с фасадом 1947 г.
Один из первоначальных вариантов вокзала с фасадом 1947 г.

Еще во время войны в 1942-1943 годах Сочи связали с Закавказьем. До главного города "страны Души", Сухуми, продлили железную дорогу. После войны это решение позволило миллионам граждан отдыхать у моря. В Сочи и Абхазии у Сталина были дачи, он очень любил отдых в этих местах и поставил задачу архитекторам еще в 1947 году спроектировать достойный вокзал. Сначала "восточная тема" с куполами и как бы минаретами выпирала...В 1948 году недовольство вызвал именно этот мусульманский штрих и высокое акцентное здание преобразовалось в как бы кремлевскую башню, она, впрочем, приобрела вскоре черты кавказские - грузину Сталину по душе был абрис горных дозорных башен.

Доработка проекта во втором проектном решении.  Перспектива. 1947-48 гг.
Доработка проекта во втором проектном решении. Перспектива. 1947-48 гг.

Окончательно здание сдавали в таком виде.

Окончательный вариант. Перспектива. 1948 г
Окончательный вариант. Перспектива. 1948 г

Чего стоил архитектору этот проект, можно судить по многочисленным согласованиям с большим количеством важных участников. Из-за того, что вокзал должен был принимать поезда с первыми людьми страны и важными гостями СССР, должны быть соблюдены пропорции; с одной стороны, роскоши, чтобы поддержать престиж страны, с другой стороны, требовалось показать вокзал не как помпезное здание, а здание с интересными авангардными архитектурными решениями, с третьей стороны, здание должно было устроено так, чтобы можно было отсекать главное лицо и его свиту от массы пассажиров, то есть гарантировать безопасность вип-путешественников, наконец, здание должно исполнять главную функцию: диспетчеризацию, подготовку составов, прием и отправление пассажиров. Разные высокие начальники давали советы, зачастую противоречащие друг другу. Каждый стремился внести "ценные предложения", от которых у архитектурной группы пухла голова.

13 сентября 1950 года состоялся торжественный митинг, посвящённый закладке здания нового ж/д вокзала. Новый вокзал был торжественно открыт 10 сентября 1952 года. Уроженцы Кавказа восхищались тем, как здорово здание вписалось в южные кавказские реалии, как смело и точно имитировало восточные арочные постройки. Московские гости хвалили воздушность и богатство декора нового вокзала. Хвали все, громко. И не только именитые и облеченные властью. Восхищались и продолжают восхищаться сегодня пассажиры железной дороги. Вокзал красив, удобен, вместителен. Просторный, изящный, со всех сторон красивый и комфортный.

-20

Парадоксально, что в 1955 году Алексея обвинили в злоупотреблении «архитектурными излишествами» именно при строительстве сочинского вокзала, - писала жена Алексея Душкина позже.

«Наибольшие излишества допущены в зданиях вокзалов, построенных по проектам архитектора Душкина. В запроектированных им вокзалах в гг. Днепропетровске, Симферополе и Сочи объём зданий завышен по сравнению с действующими нормами на 180-190 проц., а стоимость строительства увеличена в два-три раза.», - этим словами временщики и подпевалы Хрущева "воздавали по заслугам" человеку, благодаря которому Сочи имеет один из самых интересных вокзалов мира.


Читайте другие мои материалы о местах индивидуальной и малоэтажной застройки на юге нашей страны:

Звоните, поможем построить дома!

Бесплатная линия - 8 (800) 770-01-33

-21

Строительство домов под ключ в Краснодаре, проекты и цены

atlant93.ru

"Красная площадь" - "Черный квадрат"

Поселок "Зеленый остров" - ногами в Краснодаре, сердцем в Адыгее

Дивноморское - уже не фальшивый Геленджик

Поселок Витязево у Анапы, где живут потомки пойтийских греков

Сукко: почти Сочи, но по доступной цене

Варваровка - село близ Анапы, в котором можно съесть чешские кнедлики, приобрести несколько лет здоровой жизни или потерять большие деньги

"Сады Калинина" - из сельской окраины Краснодара в обжитой городской район

Коттеджный поселок "Близкий"(г. Краснодар): цены растут, как на дрожжах

Реальные цены на дома в коттеджном поселке Ясенево

Горячая жизнь на курорте "Горячий ключ"

Краснодарский поселок "Южный": южнее не бывает!

Есть ли жизнь в краснодарском поселке "Знаменский"?

Как Краснодар наступил на пятки коттеджного поселка "Николино Парк"

Можно ли в Геленджике построить дом по нормальным ценам?

Поедем жить в Кабардинку!

Мой дорогой Геленджик

Хочу дом в Абрау-Дюрсо