"Поэт пустых пространств", "архитектор одиночества", "мечтатель без иллюзий", - как только не называли американского художника Эдварда Хоппера.
Он, как никто другой, умел отражать тему одиночества среди огромного города. В его сценах из современной городской жизни почти всегда присутствуют одинокие разочарованные персонажи, которые передают ощущение безысходной отчуждённости и апатии.
"Автомат" - картина, написанная Хоппером в 1927 году.
Картина написана почти сто лет назад. Но как же она современна! Сколько таких одиноких, потерянных людей можно встретить и сейчас в моем, вашем, любом городе мира. Эта картина без времени, без пространства.
Автомат - уличное кафе без официантов, где посетители обслуживают сами себя. Все, что им нужно, предлагают автоматы.
За столом у окна сидит девушка. И она сама похожа на автомат. Безвольно сидящая в одиночестве за чашкой кофе в пустом кафе. Одиночество героини так же безгранично, как непроглядная ночь за ее спиной.
Девушка хорошо одета. Она не бродяжка. Но как же она отрешена от окружения. Обратите внимание, у неё снята одна перчатка. А вторая так и осталась на руке.
Что привело её сюда среди ночи и тишины? Невозможность оставаться одной в доме? Жестокость партнера, выгнавшего её на улицу? Поздно закончившаяся работа? Или ожидание того, кто так и не придет? Или, наоборот, вот-вот появиться в этом кафе. Стул напротив дает надежду на это.
Этого мы никогда не узнаем. У Хоппера всё неизвестно. Каждый может придумать свою историю. Счастливую или печальную.
А ведь сам Эдвард Хоппер был вполне счастливым человеком. Родился в обеспеченной и любящей семье, которая всячески поддерживала увлечение мальчика живописью.
Он получил хорошее художественное образование. На протяжении шести лет в Нью-Йоркской школе искусств и дизайна.
У Хоппера была любящая и заботливая жена - Джозефина Хоппер. Кстати, сама она была художницей. Они познакомились во время учебы. Но она, ради мужа, практически отказалась от своей карьеры, посвятив себя заботе о муже.
Но Джозефина для Хоппера была не только женой, но и музой художника. Она была главной женской моделью для его картин. И на этой картине Эдвард Хоппер изобразил Джозефину.
Правда, Хоппер изменил её лицо, сделав моложе (в 1927 году ей было 44 года).
Ныне картина хранится в Демойнском центре искусств, штат Айова, США.