Этот пароход примелькался на разных фотографиях, связанных со штурмом Пиллау в 1945 году. Он стал одним из символов поражения немецких войск на Земландском полуострове. Но, как часто бывает с такими вот символами, реальные факты гибели этого парохода остаются в тени. Просмотрев немало советских и немецких документов, авторы решили восполнить этот пробел и составить документальный рассказ о гибели судна.
Для начала небольшая справка о герое повествования. Судно было построено в 1920 году на верфи W. Dobson & Co, в Ньюкасле под именем «Ballena». Водоизмещение судна — 8400 т; вместимость — 5193 брт; длина — 121,7 м, ширина — 16 м, осадка — 7,7 м; скорость хода — 10 уз; экипаж — 41 чел.
Первой владелицей парохода являлась английская компания, которая эксплуатировала его до 1932 года. Затем он пять лет (до 1937 г.) плавал под панамским флагом под именем «Mount Ida», после чего судно приобрела германская судоходная компания «Hamburg-Südamerika-Dampfschifffahrts-Gesellschaft», переименовав его в «Mendoza».
С 7 марта 1940 года пароход реквизировали для операции по захвату Норвегии («Везерюбунг»), затем для «Зеелёве» (с присвоением индекса А 28). Позже, c 7 августа 1942 года, вернули владельцу, и судно ходило из Норвегии в Германию.
В первый раз его пустили на дно 25 октября 1944 года в Гамбурге бомбардировщики союзников. Но судно подняли, и с февраля 1945 года оно эксплуатировалось вновь.
Через месяц 22 марта, во время очередного рейса в Пиллау, произошли события, приведшие к гибели судна. Причиной этого стали атаки штурмовиков 11-й ШАД ВВС КБФ...