Является общеизвестной аксиомой,что тяжёлый рок резко "просел"с 1992-го года,значительно упростив и загрязнив звук,откатившись даже в очень многом к исходным позициям 1969-го. Техно вперемешку с гитарными рифами,гаражность и метал рэп,с прыжками на сцене в шортах и футболке стали нарастающим мейнстримом,лишь частично пришедшим к чёткому размежеванию по стилям только после Миллениума.Но были ли в этом месиве и в этой "шоковой терапии"для Hard&Heavy хоть какие-то остатки былого величия 80-ых или же всё что не было смыто Гранжем и Индастриал ушло в Black и Death? И,ко всеобщему счастью,да,мы можем насчитать целую дюжину очень значительных альбомов десятилетия 90-ых,ставших настоящим событием в роке,среди бушующего моря альтернативы и полу-попсы,и именно в этой статье мы попробуем все их вспомнить и перечислить в хронологическом порядке.Мы естественно не станем трогать 1991-й год,целиком и полностью принадлежащий 80-ым,и даже не коснёмся 1992-го,прошедшего в яростной борьбе с побеждающими Кобейном и Ансельмо,а закономерно начнём с 1993-го, ибо только с него можно отсчитывать те релизы,которые возвысились как скалы посреди пустыни.
1) RAGE 1993 "THE MISSING LINK". И первым номером в нашем списке идёт лучший альбом Rage вышедший как раз 1 августа 93-го. И старый добрый Heavy в перемешку с Трешем образца 88-89-го и царившей рок моды тогда. Сразу за настоящим гимном "Firestorm" следуют более спокойные треки,но 5-я (From the)и 7-я(Who Dares) вещи опять перемещает нас во вторую половину 80-ых из 93-го. 11-я композиция (заглавная Missing Link) вообще Heavy в кристальном виде,да ещё и с закрывающей альбом 13-й балладой(Another Kind) абсолютно в духе 90-го года!Во всём данном альбоме ими намешан в одну кучу и Thrash ,и Death ,и Heavy галоп совместно с Power и всё это с нормальным вокалом,что лишь подтверждает,что ребята плевать хотели на тенденции и сделали,что душе угодно.;
2) SCORPIONS 1993 "FACE THE HEAT". И на втором месте у нас стоит вышедший на месяц позже диск Scorpions,с издалека узнаваемой обложкой,мощным началом и целыми тремя балладами. И на место 3-го трека(Someone) лучше бы поставить 5-й(Unholy) и сыграть его в два раза жёстче.Целых три медляка на альбоме("Under The;Woman"и очень классный"Lonely Nights")говорят о том что группа тогда ещё была в полных силах,и ,будь общий контекст, выдавала бы и далее релизы не хуже 80-ых.Ну а данный альбом при наличии на 3-й и 4-й позициях столь же мощных вещей ,что и на 1-й и 2-й,явно обогнал бы их диск 88-го,почти ничем не опережающий представленный.;
3) RIOT 1993"NIGHTBREAKER". И третьим у нас идёт малоизвестный и недооцененный диск Riot,вышедший в Японии в 93-м,а у всех остальных в 94-м.Riot всегда были крепкими середняками Hard&Heavy ,мало обращавшими внимание на окружающие тенденции и работавшими сами по себе.И этот альбом ,так же как и их диск 88-го,наиболее близки к чистому Heavy,особенно учитывая,что выпустили они его совершенно игнорируя что делается вокруг.Данная пластинка сделана абсолютно в духе 83-го года,да ещё и с вокалом "а ля"Тони Мартин их нового вокалиста М.Димео,схожесть которого в некоторые моменты реально удивительна. Альбом очень неровен и непродуманно скомпонован,но 1-я,6-я,8-я и 10-я вещи однозначные хиты,а "Nightbreaker" относится к одной из самых заводных рок вещей,равных по драйву например "Bursting Out" Venom или многим быстрым трекам Motorhead.;
4) BLACK SABBATH 1994 "CROSS PURPOSES". И на четвёртой позиции у нас сам Тони Мартин с компанией. И данному неплохому в общем-то произведению не повезло по причине целого массива факторов. Кроме двух первых и "Dying For Love",все композиции альбома лишены необходимой пластичности и отдают примитивизмом,а сам Мартин очевиднейшим образом никогда более не напрягается на прежние 110%(или уже не способен этого делать).Данная работа (в отличии от диска 92-го)ничего не могла противопоставить находившемуся в само расцвете Гранжу и была с головой накрыта и нивелирована бессмысленно поспешно впущенным "Forbidden",полным обнуляющих повторов. И не смотря ни на что, данная пластинка(в отличии от 95-го)всегда будет занимать достойное место и давать почву для размышлений ,как мог быть по другому построен этот диск и как можно было улучшить его композиции.Тем более,что он не страдает от глупых вступлений,так повредивших"Tyr".;
5) X-WILD 1995 "MONSTER EFFECT". Участники Running Wild не реализовались в данной команде в полной мере и не сказали всего того,что хотели,и поэтому сразу же организовали похожий коллектив X-Wild,ставший одним из лучших в Speed Metal и продолживший забойные традиции именно 80-ых.Представленный здесь диск "Monster Effect" намного интересней творчества любой Power команды того времени (начиная с Gamma Ray),и превосходит их продукцию по всем параметрам в разы.;
6) OZZY OSBOURNE 1995 "OZZMOSIS". Осенью того же 95-го года вышел долгожданный новый альбом Осборна ,через четыре года после триумфального "No More Tears".Данный релиз смело можно было бы назвать "неучтённым альбомом Black Sabbath",так как активное участие Гизера Батлера придавало полную легитимность такому утверждению,а Б.Уорд давно уже отошёл от дел.
И далее у нас идёт канувший в вечность 1996-й год и целых три знаменитейших альбома проверенных рок-ветеранских команд,ставших друг за другом огромным событием для своего времени.
7) HELLOWEEN 1996 "THE TIME OF THE OATH". В марте 96-го группа Helloween выпустила свой лучший альбом,выполненный в намеренно мелодичном ,чисто Hard&Heavy ключе,посреди бурлящего потока лавы гранжа,грува и дез-метал.Рисуясь и бравируя своим достигнутым статусом, данная команда из Германии спокойно и твёрдо повторила свою выигрышную комбинацию 87-88-го годов,намного усилив её солидным опытом и отличным вокалом Дериса.Весь этот огромный альбом очень хорош и интересен,а "Forever And One"и"If I Knew" просто великолепны.Все композиции с данного релиза,вся его аранжировка и гитарный рифинг достойны самой высокой похвалы,а Дерис буквально в каждом трек подчёркивает насколько он лучше и сильнее Киске.Душой и сочинителем группы ,на самом деле,изначально и всегда был М.Вайкат,и именно только благодаря ему Helloween выжил в непростые годы и всегда сохранял свой безошибочно узнаваемые почерк,интонации и стилистику.;
8) METALLICA 1996 "LOAD". Этот альбом ожидался с громадным ажиотажем более 4-х лет,и своим выходом он обрадовал фанатов голоса Хэтфилда,и разочаровал несравнимо большее количество других поклонников тяжёлой музыки. И не смотря на то,что на этот диск вылиты тонны грязи, несмотря на то,что после него многие перестали слушать Металлику,и то,что на нём действительно,кроме "Until It Sleeps" ничего нет,данный альбом заслуживает места в этом списке,ибо он предельно отчётливо показал готовность "тяжёлого рок сообщества" моментально вернуться к корням 1984-86-го годов,будь этот диск столь же насыщен и хорош. Просто напросто Металлика 96-го никак не могла сравниться с Металликой 84-88-го для которой писал крупный композитор Michael Nyman(он не смог удержаться,чтобы не засветиться несколько раз в списках "соавторов" аранжировок),или Металликой 91-го для которой,почти официально,писал Боб Рок,и диск 96-го(и далее) они вымучивали сами,так же как и пластинку 83-го.И будь "Load" 96-го равен "Ride The Lightning", "век" гранжа и грува закончился бы на три года ранее,а звезда Rammstein,возможно,взошла бы не так высоко.;
9) MANOWAR 1996 "LOUDER THAN HELL".И как бы не старались вернуть былое величие одни(Black Sabbath,Metallica )и как бы не достигали своего высокого пика другие (Helloween,X-Wild),кто истинный хранитель кузницы Тяжёлого Металла показали тогда именно те ,в ком никто и не думал сомневаться. Коренная Metal группа Manowar триумфально выдала осенью 96-го свой новый альбом,который стал известен всем и был абсолютно не хуже их лучших вещей 80-ых.Два открывающих рок гимна("Return Of The Warlord"и"Brothers Of Metal")сразу задают атмосферу не покидающую до последней композиции.Это был один из самых последних рок-альбомов,который переписывали друг у друга на кассетах и это только подтверждает его качество и статусность.
И далее наш список продолжают диски без всяких вопросов достойные самой высочайшей похвалы,но,к огромному сожалению,сразу не получившие такой же известности как предыдущие.
10) IN FLAMES 1997 "WHORACLE". Это истинное произведение искусства часто безапелляционно помещают в узкую нишу Melodic Death,но разве можно так грубо ограничивать этот восхитительный альбом, преисполненный истинного духа Тяжёлого Металла,насыщенный шедевральным глубоким риффингом и роскошной мелодичностью?Разве может принадлежать только Death этот сокрушительный тяжёлый галоп чистого Heavy в каждой композиции,эти намертво запоминающиеся темы и шикарно сыгранные мелодичные вставки и проигрыши ,умело рассеянные по всему диску?И гроулинг вокалиста ,никак не мешающий красоте,а наоборот,служащий фоном к феноменальному звучанию? Диск 2000-го у них почти столь же,но менее хорош,и кроме них в активе творчества группы есть только "Moonshield" с 96-го и "Cloud Connected" с 02-го, хоть сколько-нибудь равные данным произведениям.И это говорит только о том,что играли они ,а писали нет."Ride The Lightning" сыгранный в Melodic Death,смело можно назвать "Whoracle" 97-го и очень жаль,что данный выдающийся релиз не получил мгновенного признания,а лишь постепенно стал культовым среди искушённых ценителей и гурманов тяжёлого рока.;
11) AGENT STEEL 1999 "OMEGA CONSPIRACY".. Альбом чистейшей первосортной стали от группы с таким же названием.Мощный и безупречный по технике и стилистике Heavy Metal в 99-м! Этот диск записывался без коренного вокалиста Сайриса,который неизвестно чем занимался все 90-е.Классно сделанный диск,наполненный экспрессией и драйвом,и пусть он был без тех суперхитов ,которые прославили группу в 87-м,всё равно данная работа воочию продемонстрировала.что чистый Metal жив и возможен и в конце 90-ых,и дело только в финансовых и продюсерских тенденциях,но никак не в исполнителях.;
12) U.D.O. 1997 "SOLID". И заканчиваем мы данную подборку закономерной работой Удо Диркшнайдера 1997-го года,в которой он во второй раз вырвался из под опёки надоевших коллег и,без всяких изменений,выдал чистейший Heavy Metal образца второй половины 80-ых.В помощь Удо на гитары встали сам Кауфман(переключившийся с барабанов)и Ю.Граф,и Ф.Винхольд(бас,оба из уже известной группы "Bullet").И это именно тот стиль от которого сам Удо не отступал никогда,чего нельзя сказать об Accept без него.И если бы Кауфман оставался ударником,весь его огромный талант рок-барабанщика воплотился бы в этом произведении,чего ,к огромному сожалению,уже не произошло.Данный диск Удо намного превосходит вышедший на полгода позже диск Judas Priest,как по общему качеству,так и по соблюдению жанровой стилистики.
После 1991-го года тяжёлый рок мог без всяких изменений развиваться и продолжать традиции и стилистику 80-ых ещё минимум 5 лет,пока не наступили бы действительные ,а не мнимые причины исчерпания и выгорания жанра.Всё это было явно и однозначно ускоренно заинтересованными продюсерскими группировками,выдвинувшими с 92-го всю альтернативу и рок подполье на первый план.Всё конечно было не так жёстко как с группой Warrant ("пришли к продюсерам,все стены в "Нирване",а наши постеры в помойке")и динозавры тяжёлого рока не сразу почувствовали данную тенденцию,но всё внимание и денежные вливания явно переключились на сиэтловскую рвань и "брит-поповых внуков" Битлз,оставив на самообеспечении всех,кто был верен звучанию 80-ых. Dio,King Diamond,Iron Maiden и Saxon ,не заморачиваясь,перешли на потоковое производство вторички и самоповторов,послужив плохим примером для одних,и сильно разочаровав других.И именно поэтому мы вспомнили здесь те альбомы,которые сохранили в себе всю оригинальность и самодостаточность,доказав,что в роке 90-ых были живы традиции звучания предыдущих двух десятилетий.