На правах опытнейшего интегратора BIM в России расскажите, как изменилось состояние этого рынка за последние годы.
— Деятельность в сфере BIM мы начали в 2008 году, когда взяли достаточно большой проект — это была Вторая сцена Мариинского театра. Но только через 4 года наша компания решилась назваться именно BIM-интегратором. Тогда очень мало кто верил, что эти технологии не просто временный хайп. Поэтому такое позиционирование несло репутационные и финансовые риски.
Потом начали появляться компании, которые также называли себя "интеграторами", в названии некоторых даже использовано слово BIM. Сегодня есть веб-сайты, где оно указано в домене. И это консалтинговые компании, которых в 2012-м не существовало в принципе. Поэтому однозначно рынок не просто изменился, а увеличился. Появилась конкуренция, возрос спрос на услуги BIM-интеграции, больше клиентов стали покупать соответствующее программное обеспечение (ПО).
А в части регулирования рынка?
— Появились ассоциации, которые через государственный аппарат продвигают BIM на строительную площадку. Например, НОТИМ — Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования. Оно участвует в формировании законодательной и нормативно–правовой базы в области цифровизации строительной отрасли. Мы, кстати, тоже являемся его участником. Появились стандарты, так называемые СП, которыми должны руководствоваться игроки строительного рынка при проектировании и возведении зданий и сооружений. Это говорит о том, что чиновникам становятся всё более понятны преимущества BIM. Ну а коммерческие структуры их давно оценили.
Но при этом прошлый год был сложным: как отразился на бизнесе уход западных вендоров?
— Здесь нужно разделить бизнес компаний-интеграторов и наших клиентов — проектных, строительных и девелоперский предприятий. На мой взгляд, на рынок строительства этот уход не оказал существенного влияния. Объёмы у многих увеличились. При этом большая часть игроков нашла способ работать на том же ПО, часть начала постепенное импортозамещение.
А если говорить про интеграторов: по нашей оценке, 80% рынка систем автоматизированного проектирования в России занимал Autodesk, это как минимум 5 млрд рублей, — он ушёл и не дал возможности продавать софт. Соответственно, для нас в 2022 году всё изменилось кардинально. И мы сейчас пересобираем бизнес, перестраиваемся на новые рельсы, что требует времени и серьёзных инвестиций.
Конкуренция усилилась?
— Рынок пошёл по пути коллаборации. Мы понимаем, что сейчас не время конкурировать. Очень много коммуницируем, обсуждаем проблемы и стараемся находить решения. Мы вместе разрабатываем рынок. А с точки зрения цифровизации отрасли у нас очень хорошие игроки — для конечного потребителя предложения хватает.
И как конкретно вы отреагировали на ситуацию в 2022 году?
— Во-первых, сократили затраты. Кроме того, стали партнёрами российских поставщиков ПО. Но около 90% компаний остались на том софте, который использовали, то есть продажи упали. Поэтому встала задача создать продукт, который будет действительно нужен нашим клиентам в этих новых условиях. Сначала приносишь пользу, а если она значительна, ты зарабатываешь деньги. При этом нерастущий рынок не прощает ошибок. Поэтому сейчас требуется максимально оперативная коммуникация с клиентом. А ключевое в кризис — быть надёжным.
Кадры всё ещё остаются одной из главных "болей" рынка?
— Действительно, специалистов сложно растить. В нашем техническом отделе тебе нужен интегральный опыт: инженерный, преподавательский и даже немного маркетинговый. Такому специалисту необходимо понимание того, что и как проектировать, строить, — надо говорить на одном языке с теми, кого обучаешь внедрению и использованию BIM-технологий. Чтобы обучение было эффективным, следует уметь объяснять и общаться — нужны soft skills высокого уровня. И таких специалистов очень мало.
Мы активизировали работу с вузами, чтобы предоставить практику студентам и дать им чёткое понимание, что такое рабочее место интегратора. Получается сплав опыта и молодости.
Можно ли говорить о том, что рынок заказчика строительства с применением BIM сформирован?
— Называть его сформированным я бы не стал. Иногда проектная компания получает от заказчика требования на выполнение информационной модели. Но сам заказчик не понимает, что это за требования, что дальше с этим делать, как вообще проверить, что всё выполнено. Поэтому проектные компании нередко проводят ликбез. Ещё многое предстоит сделать, чтобы этот рынок стал зрелым.
А популяризации мешают ограниченные возможности в продвижении? Ведь о большинстве своих проектов вы просто не можете рассказывать — а для многих потенциальных клиентов важны "наглядные примеры"…
— Действительно, у нас есть проблема с освещением того, что мы делаем, потому что очень многие проекты проходят с подписанием NDA. И такой маркетинговый инструмент, как актуальное портфолио, в нашей сфере отсутствует как класс.
Что делаем мы? Во-первых, проводим Международную конференцию "BIM на практике", с помощью которой решаем несколько задач. Даём возможность рынку развиваться, а его игрокам и клиентам — общаться между собой. Конференция проходит в офлайн- и онлайн-форматах. На ней выступают собственники, топ-менеджеры, начальники отделов и ведущие специалисты проектных, девелоперских и строительных компаний. Также конференция позволяет нам продемонстрировать свою глубокую экспертизу в применении цифры в строительной отрасли. Отличительная черта этого мероприятия — здесь только практика, без рекламы и маркетинга.
18 сентября 2023 года в Петербурге состоится уже 11-я конференция "BIM на практике". Каждый раз такое событие становится возможным благодаря заинтересованным игрокам рынка и пользователям. Так, в этом году подключились уже несколько партнёров — например, разработчик облачной платформы для управления BIM-данными Tangl и компания Development Systems, объединяющая в себе функции генерального проектировщика и технического заказчика.
Во-вторых, мы проводим практические вебинары на регулярной основе. Они позволяют нашим клиентам почерпнуть много полезной в их работе информации и тут же применить новые знания на практике.
Как оцениваете перспективы отечественного программного обеспечения?
— Состояние российского ПО сегодня точно лучше, чем зарубежного в 2008 году. И оно будет развиваться. Инвестиции в разработки увеличены по крайней мере в 3 раза. Появилось много компаний, которые продвигают не одно решение, а сразу несколько. Например, по средам общих данных.
Но зарубежные поставщики умели продавать счастье от использования ПО. У наших вендоров пока я этого не заметил. Также страдают скорость техподдержки и коммуникаций с клиентом. Однако главный тормоз сейчас, на мой взгляд, то, что пользователи о российском софте не хотят говорить. Вот мы на конференцию до сих пор ищем спикера на эту тему.
Тем не менее менеджмент российских компаний — производителей ПО очень сильный. Уверен, все недочёты скоро скорректируются.
https://www.dp.ru/a/2023/05/24/ot-konkurencii-k-kollabor?from=dzen-news