Первую статью на канале хочу посвятить одному из своих любимых фильмов. Необычен он уже своей жанровой принадлежностью – это документальный фильм о фильме! Сам документальный фильм “Ад Анри-Жоржа Клузо” был показан в 2009 году на Канском кинофестивале, причем история его зарождения несколько забавна: режиссер-документалист Серж Бромбер, застряв в лифте на несколько часов, узнал в спутнице по несчастью вдову великого режиссёра Клузо. Ему она рассказала о существовании огромного количества материала, оставшегося после работы её мужа над незаконченным проектом “Ад” или “L’Enfer”.
Идея фильма пришла к Анри Жоржу Клузо, окрещённому кинокритиками французским Хичкоком, во время бессонницы, что, возможно, уже накладывает на все мероприятие патологический оттенок. “Ад” – это история только что поженившейся семейной пары, управляющей отелем. Роль молодой жены исполнила одна из самых известных на тот момент актрис франции – Роми Шнайдер. Cупруг (Серж Реджани), подозревая жену в измене, весь фильм пребывает в состоянии паранойи, тревоги, невроза. Такие тяжелые ментальные нагрузки вызывают у нашего героя галлюцинации и для того чтобы визуально показать преображения и деформации окружающего мира съемочная команда обращается к популярным в шестидесятые годы оп-арту и кинетическому искусству.
В итоге, находясь в условиях неограниченного бюджета, у группы накопилось десятки коробок с различными цветовыми, кинетическими, звуковыми экспериментами никак не встраивающихся в сюжет фильма.
Роми Шнайдер так описывает сотрудничество с Клузо:
“Во время проб я поняла, что Клузо самый трудный режиссер из всех, кого я знала… Этот человек никогда не был доволен. Он был перфекционистом, который требовал, чтобы звук, свет, жест, были точными...”
Съемки происходили в 1964 году, в отеле у искусственного озера, которое вскоре должно было быть осушено. Конечно, и другие места подходили для съемок, но характер Клузо не позволял сменить место, поэтому приходилось торопиться ввиду осушения водоема. Бессонница мучила нашего режиссера и во время производственного процесса и было не удивительно, если Клузо начнет будить команду в два часа ночи, начав делиться идеями по поводу картины.
Не только у Клузо было свое видение фильма – возникло напряжение между режиссером и Реджани, причем, по всей видимости, Клузо не терпел своеволия и в отместку заставлял пробегать Реджани километры за съёмочной тележкой.
В конце концов точка кипения была достигнута и главный мужской персонаж, не взирая на условия контракта, покинул площадку до окончания съемок. Анри Жорж пытался продолжать съемки и писать сценарий, но у него случился инфаркт! Вся команда пришла к выводу, что нужно заканчивать работу над фильмом.
Сами материалы фильма доступны нам только по документальной работе «Ад Анри-Жоржа Клузо» которую я настоятельно рекомендую к просмотру, в силу зашкаливающего количества красивейших моментов, интереснейшего показа взаимодействия режиссера и команды, анализа человеческих чувств.
“Ад” не последняя попытка Клузо использовать оп-арт и кинематику, но об этом, возможно, я расскажу, в другой раз!