Путешествуя по Италии невозможно не заметить здания красного цвета, которые буквально усеивают итальянские дороги.
Одинаковые надписи на них - ANAS. Casa Cantoniera не объясняли мне ничего, а только еще больше интриговали. Где-то на пятнадцатом здании я не выдержала и стала искать разгадку. Casa по-итальянски - дом. Но вот чей?
Оказалось, что сantoniera - это дорожный рабочий. Получается Casa Cantoniera - дом дорожника.
Появились кантоньеры аж в 1830 году по указу Короля Сардинии Карло Феличе. В их задачи входило содержание и контроль за кантоном - участком дороги в 3-4 километра. По этому указу рабочие должны были находиться на своем участке дороги ежедневно от рассвета до заката и каждый день проходить его весь в поисках мест нуждающихся в ремонте. Понятно что с такой задачей можно справиться только живя около своего участка, поэтому на границе каждого кантона стал появляться Дом Кантоньера в котором и проживал дорожный рабочий вместе со своей семьей. В этом же доме хранилось всё оборудование необходимое для обслуживания дороги. Иногда в таких домах жило 2 семьи, обслуживавшие граничащие друг с другом участки.
В кантоньеры был строгий отбор - нравственный гражданин королевства не старше 35 лет, с отменным здоровьем и крепким телосложением, умеющий читать и писать.
Каноньер был и дворником, и клерком, и каменщиком, и геодезистом, и садовником, и животноводом (в его ведении находились почтовые лошади для обмена). Этакий и швец и жнец и на дуде игрец.
Но это не все задачи дорожного рабочего. Он был еще и отэльером. Первый этаж дома - это конюшни в которых конные и пешие путешественники могли остановиться для ночлега и отдыха. Бесплатное предоставление ночлега и в случае необходимости и оказание помощи путешественнику - еще одна задача кантоньера. Потом в 1923 году к этому прибавилось еще и оказание помощи с ремонтом автомобиля. т.е. кантоньер становится и немного автомехаником.
Ну а таинственная надпись ANAS - это Azienda Nazionale Autonoma delle Strade (Национальная корпорация автономных дорог). После Второй мировой войны нужно было быстро восстанавливать разрушенные войной дороги тогда и было создана эта корпорация в ведение которой и были переданы все дома и дорожные рабочие.
По всей Италии сейчас разбросано 1244 таких домов. Многие сейчас уже не используются по назначению и находятся в разной степени сохранности. При современных технологиях строительства и контроля за дорогами нет необходимости держать людей прикованными к дорожному покрытию.
Дома эти и правда очень заметны на обочинах дорог. Когда видишь совсем заброшенные - появляется сожаление. Уходит какая-то часть истории Италии. Сожалеют об этом и итальянцы. Поэтому с 2021 года началась большая программа по реновации этих зданий.
Сейчас уже около 100 домов по конкурсу отданы в управление частным предпринимателям.
Стали появляться гостиницы и пиццерии Casa Cantoniera и социальные проекты.
Вот например пиццерия в San Mauro Torinese Италия.
А во Гостиница на острове Комо
Но больше всего мне понравился социальный проект Casa Bettola. На мой взгляд он максимально соответсвует духу старых домов дорожника.
Casa Bettola - это пространство взаимопомощи, обмена идеями и просто общения. По четвергам там можно присоединиться к совместному выпеканию пиццы из фермерских продуктов, по вторникам заняться музыкой в любительском оркестре и хоре, существует у них и общая дровянная печь куда можно придти и испечь свой хлеб и фермерский рынок и курсы итальянского для иммигрантов, которые по описанию больше похоже на клуб по интересам, чем на формальное изучение языка.
Тепрь я мечтаю попасть в Casa Bettola в Реджо-Эмилии, чтобы ощутить этот дух старого дома дорожника в новом современном звучании.