Найти тему
Сам себе энергетик

Азербайджан. Каспийская затычка

Заранее извиняюсь за возможно неправильную транслитерацию названий, благо языками не владею, а варианты попадаются разные.

Азербайджан, с точки зрения геополитики, является наиболее важным для нас государством Закавказья: это не только наиболее короткая сухопутная связь между Россией и Ираном, но и затычка на пути из Центральной Азии в Европу и на Ближний Восток.

По суше на этом пути не получится миновать одну из двух стран: Россию или Иран. Однако сильно хитрые европейцы разглядели, что между ними располагается Каспийское море, по которому можно из Казахстана или Туркменистана попасть в Азербайджан, а дальше через Грузию или Армению (через так называемый Зангезурский коридор) – в более европейские/ближневосточные места.

Собственно, Зангезурский коридор. Это долина пограничной реки Аракс, слева – Иран, справа – Армения. Когда-то тут была ж/д в Нахичевань, но сейчас благополучно потырена, остались столбы и насыпь. Однако сейчас её интенсивно восстанавливают
Собственно, Зангезурский коридор. Это долина пограничной реки Аракс, слева – Иран, справа – Армения. Когда-то тут была ж/д в Нахичевань, но сейчас благополучно потырена, остались столбы и насыпь. Однако сейчас её интенсивно восстанавливают

Так что Азербайджан реально затычка для любителей заплывов через Каспий.

С точки же зрения энергетики – Азербайджан является одним из двух стыков (второй – Туркменистан) постсоветской энергосистемы с иранской, одним из звеньев закавказского кольца Россия - Абхазия - Грузия - Азербайджан - Россия и возможным началом энергомоста Азербайджан – Грузия – Европа (Румыния).

С учётом того, что в Азербайджане за 2021 года 87,2% электроэнергии произвели тепловые электростанции, то очень сомнительно, что в Европу будут поставлять экологически чистую электроэнергию. Хотя в Грузии могут немного подмешать, особенно, если в качестве подпорки этого энергомоста достроят ВЛ 500 кВ Ксани – Невинномысск, а уж на Северном Кавказе ВИЭ (особенно с ГЭС) хватает.

Сама по себе азербайджанская энергосистема похожа на украинскую – в ней тоже присутствует сеть 330 кВ, и она находится примерно в равновесии с более традиционной сетью 500/220 кВ.

Азербайджанская энергосистема. Красный цвет – сети 500 кВ, зелёный – 330 кВ, жёлтый – 220 кВ, сиреневый – 150-132 кВ. Красными названиями подписаны заграничные энергообъекты. Пламенем – уничтоженная ПС 330 кВ Агдам
Азербайджанская энергосистема. Красный цвет – сети 500 кВ, зелёный – 330 кВ, жёлтый – 220 кВ, сиреневый – 150-132 кВ. Красными названиями подписаны заграничные энергообъекты. Пламенем – уничтоженная ПС 330 кВ Агдам

Такая ситуация сложилась из-за связей Азербайджана с Грузией (которая в свою очередь связана с Краснодарским краем), в которой преобладает сеть 500/220 кВ (ВЛ 330 кВ зашли как раз со стороны Азербайджана) и Северным Кавказом, где как раз доминирует 330 кВ. Собственно, изначально был построен транзит 220 кВ Сочи – Тбилиси – Баку (следы его кое-где имеются, хотя по большей части он заменён на более современные опоры). Потом через Дербент просочилась сеть 330 кВ, которая широкой петлёй прошла через весь Азербайджан до Грузии: транзит Дербент – Хачмаз – Яшма – Апшерон – Ширван – Имишли – Агдам – Гянджа – Акстафа – Тбилиси). А после этого, в связи со строительством Азербайджанской ГРЭС, появилась и сеть 500 кВ, расположившаяся вдоль транзита 220 кВ по маршруту Тбилиси (Тбилисская ГРЭС) – Мингечевир (Азербайджанская ГРЭС) – Баку (Апшерон). После этого азербайджанская энергосистема приобрела более-менее современный вид: сеть 500 кВ – на западе и в центре страны, 330 кВ доминирует на севере, западе и юге, 220 кВ – в центре, на востоке и крайнем юге.

Влияние на развитие энергосистемы оказал и армяно-азербайджанский конфликт, в ходе которого армяне перехватили транзит 330 кВ в районе подстанции Агдам. В результате, азербайджанцы были вынуждены строить новые ВЛ, ПС (Агджабеди) и переключательный пункт (ПП Геранбой) 330 кВ.

Разрушенная ПС 330 кВ Агдам
Разрушенная ПС 330 кВ Агдам

Азербайджанская энергосистема связана с российской (ВЛ 330 кВ Хачмаз – Дербент), грузинской (ВЛ 500 кВ Самух – Гардабани и 330 кВ Акстафа – Тбилисская ГРЭС (переустраивается в двухцепную)), иранской (ВЛ 330 кВ Имишли – Муган и 220 кВ Имишли – Муган и свеженькая Масаллы - Астара). В советские времена была и связь с Арменией (ВЛ 330 кВ Разданская ГЭС – Акстафа), но по понятным причинам она не функционирует (хотя следы в Армении остались).

В принципе, для мало-мальски значимого транзита Россия – Иран одной ВЛ 330 кВ маловато (транзит через Грузию и Армению предполагался на связке ВЛ 500 кВ и двухцепной ВЛ 400 кВ, что по пропускной способности примерно в два раза больше). Усиление же транзита достаточно проблемно - вряд ли кто-нибудь рискнёт переваливать кавказские хребты, поэтому перспективные ВЛ придётся тащить через достаточно плотно заселённое побережье Каспийского моря (хотя, конечно, есть вариант Б – частично реконструировать существующий одноцепный транзит 330 кВ в двухцепный).

В азербайджанской энергосистеме выделяется бакинский энергоузел, по плотности сети ВЛ вполне сравнимый с Москвой и организованный примерно также – от ПС 500 кВ расходится весьма разветвлённая сеть 220 кВ, дополнительно опирающаяся на ТЭС. Естественно, масштаб куда меньше, плюс география не позволяет выполнить полноценные электрические кольца, как в Москве. Зато имеются такие признаки серьёзного города как сверхвысоковольтная кабельная линия и закрытые подстанции (ПС 220 кВ Низами и Мушвиг, и КВЛ 220 кВ Мушвиг – Низами 1,2).

Бакинский энергоузел
Бакинский энергоузел

В силу немногочисленности самих сетей 500, 330 и 220 кВ слабыми местами энергосистемы являются их стыки:

1) 500/330 кВ: ОРУ Азербайджанской ГРЭС (6 однофазных автотрансформаторов), ПС 500/330 кВ Самух – 4 (3+1, однофазных);

2) 500/220 кВ: ПС 500/330/220 кВ Апшерон: 4 (3+1, однофазных);

3) 330/220 кВ: ОРУ Минчегевирской ГЭС – 2 (трёхфазных), ПС Апшерон – 3 (однофазных), ПС 330/220 кВ Яшма – 1 (трёхфазный), Имишли – 1 (трёхфазный, хотя вот конкретно этот особо никому и не нужен).

На азербайджанских подстанциях 500 кВ применена очень любопытная схема резервирования однофазных автотрансформаторов – резервный автотрансформатор не стоит на запасном пути, а подключён к ошиновке и может быть включён в работу замыканием двух разъединителей, т.е. буквально через несколько минут. Для однотрансформаторной связи (группа из трёх однофазников – это фактически один трёхфазный автотрансформатор) – просто суперрешение.

ПС 500/330/220 кВ Апшерон. Зелёным обведены рабочие автотрансформаторы 500/220 кВ, красной линией показано подключение резервного
ПС 500/330/220 кВ Апшерон. Зелёным обведены рабочие автотрансформаторы 500/220 кВ, красной линией показано подключение резервного

Да и трансформаторов 330 кВ совсем не густо:

1) генераторных – 12 (Азербайджанская ГРЭС – 5, ТЭС Кобу – 4, ТЭС Ценаб – 2, Шамкирская ГЭС – 1);

2) автотрансформаторов 330/110 кВ – 12 (Агдабеди – 2, Акстафа – 2, Гянджа – 2, Гянджа-АЗ – 4, Имишли – 3, Хачмаз – 2, Шамкирская ГЭС – 1, Яшма – 1).

Так что Украине всерьёз рассчитывать на Азербайджан в части силового оборудования не приходится.

Думаю, что если бы дело дошло до конфликта с Ираном, азербайджанскую энергосистему ждали куда большие неприятности, чем украинскую.

Иран очевидно бы вписался в случае прямого армяно-азербайджанского конфликта. Однако воевать вместо армян он явно не будет (судя по политике Пашиняна, Нагорный Карабах точно готовятся слить, а возможно и не только его), даже при каком-либо оформлении Зангезурского коридора. Вместо этого, может сложиться интересная ситуация «переворота коалиций»: когда изначально пророссийская Армения перейдёт на прозападные позиции, а прозападные Азербайджан, Грузия и Турция – наоборот, на пророссийские (сейчас, в свете деления мира по принципу «свой – чужой», даже нейтральную позицию можно считать пророссийской). В таком случае ценность Армении (в первую очередь транзитная) будет стремиться к нулю. Хотя, судя по заявлениям из НК, ещё не всё окончательно предрешено.

Ну и отдельная история с азербайджанским эксклавом – Нахичеванью.

Нахичеванская энергосистема построена на сети 110 кВ. Но внешние ВЛ (сиреневый цвет) выполнены более высоким напряжением: 150 кВ с Турцией и 132 кВ – с Ираном
Нахичеванская энергосистема построена на сети 110 кВ. Но внешние ВЛ (сиреневый цвет) выполнены более высоким напряжением: 150 кВ с Турцией и 132 кВ – с Ираном

Нахичеванская энергосистема представлена в основном сетями 110 кВ. В советское время Нахичеванская АССР получала электроэнергию по двухцепной ВЛ 220 кВ со стороны Армении. После начала карабахского конфликта электроснабжение прекратилось, поэтому пришлось налаживать внешние связи не только с союзной Азербайджану Турцией, но и вроде как не совсем дружественным Ираном. В результате сейчас Нахичевань имеет по две трансграничные ВЛ:

1) с Турцией – двухцепный транзит 150 кВ Ыгдыр – Шарур – Бабак;

2) с Ираном – ВЛ 132 кВ Аразская ГЭС – Араз и Джульфа – Джульфа.

Таким образом, с точки зрения энергосистем Нахичевань может либо подключиться к остальному Азербайджану через иранскую энергосистему (что фактически обозначает подключение Ирана к постсоветской энергосистеме), либо послужить неким мостиком (точнее – подпоркой прямой ВЛ 220 кВ Шот – Догубаязет) между иранской и турецкой энергосистемами. Пока более вероятен первый вариант: судя по тому, что собираются строить железную дорогу Решт (Иран) – Астара (Иран/Азербайджан), чтобы замкнуть так называемый западный маршрут коридора Север – Юг, Иран махнул рукой на пашинянскую Армению и выстраивает отношения с Азербайджаном, чтобы получить более прямое железнодорожное сообщение с Россией (сейчас работает восточный маршрут – через Туркменистан и Казахстан). А там где возникают серьёзные объёмы железнодорожных перевозок, поднимается и вопрос об электрификации железных дорог, благо по Азербайджану этот железнодорожный маршрут электрифицирован и так примерно на две трети.

Интересно, что железная дорога Иран – Нахичевань (Тебриз – Джульфа – Нахичевань) вполне себе функционирует без особых проблем.

Ну и заканчивая с энергосистемой Азербайджана. Для поставок азербайджанской «зелёной» электроэнергии Европе придётся сильно подраскошелится не только на обустройство передающих ЛЭП (пока пропихнуть хотя бы гигаватт нельзя ни в Азербайджане, ни в Грузии), но и на саму «зелёную» электроэнергетику. На 2020 год установленная мощность азербайджанских электростанций составляла 7625 МВт, из них ТЭС – 6371 МВт (более трети, 2400 (с перспективой увеличения ещё на 1280) МВт – это Азербайджанская ГРЭС). Остальное – это ВИЭ, а более точно: ГЭС – 1152 МВт (тут надо отметить, что да, самые мощные ГЭС, Минчегевирская, Шамкирская и Еникендская, расположены стратегически верно, на западе страны, как раз в направлении предполагаемого потока электроэнергии), ВЭС - 66 МВт, и СЭС – 35 МВт. С учётом того, что уже вовсю работает энергомост Азербайджан – Грузия – Турция (примерной мощностью 700 МВт), раздобыть этот самый гигаватт можно только на той же Азербайджанской ГРЭС. Но европейцы чего-нибудь придумают для объяснения складывающейся ситуации…

Собственно, Азербайджанская ГРЭС. Хорошо видны 8 энергоблоков и ОРУ 500/330 кВ
Собственно, Азербайджанская ГРЭС. Хорошо видны 8 энергоблоков и ОРУ 500/330 кВ