В самом конце XIX века средний размер чаевых в европейских ресторанах составлял 5% от суммы счета, а в Соединенных Штатах - 10%. Естественно, это бесило рядовых американцев.
- Как сейчас - рядовых россиянцев.
Некий человек с говорящей фамилией Скотт даже написал целую книгу против чаевых, вот же человеку заняться было нечем. Называется - The Itching Palm: A Study of the Habit of Tipping in America, 1916 год.
К слову, даже этот вдумчивый/основательный/последовательный противник чаевых признавал, ибо был честным человеком, что чаевые улучшают сервис и отношение официанта к гостю в ресторане.
- Ирония в том, что я готов спорить на свой годовой чай, а это сумма оч-чень интересная, что дети и внуки этого самого Скотта исправно/послушно/неукоснительно оставляли социально одобряемое количество процентов от счёта своим официантам.
Но вернёмся в старинные времена. Такие высокие ставки чаевых означали, что официанты стали рәхәтләнеп получать значительный дополнительный доход (не только официанты, но чаще всего). Когда у официанта, как и у автора этих правдивых строк, есть и неплохая заработная плата, и чаевые, как минимум вдвое превышающие то, что получаем от работодателя, владельцам ресторана кажется кощунственным позволять такое, и им хочется что-то такое удумать, чтобы обернуть ситуацию к собственной выгоде.
Один из способов - забрать чаевые себе; желательно полностью, но хотя бы частично. И я слышал, что в некоторых заведениях в провинции такое до сих пор в ходу.
Другой способ заключается в снижении заработной платы официантов, вплоть до отрицательной заработной платы (то есть взимание с официантов привилегии работать и получать чаевые).
И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, ты там что, официантишко, перегрелся под майским солнцем в своём Поволжье? Какие-такие привилегии? Какая-такая отрицательная зарплата?
А я вам отвечу - натурально, история чаевых действительно даёт немало примеров таких попыток владельцев ресторанов увеличить свою прибыль за счёт того или иного сокращения доходов официантов. Один из самых оригинальных способов сделать это - взимать с официантов плату за привилегию работать (и, напомню, получать чаевые), как это произошло в Соединенных Штатах. Эта практика имела место особенно в модных ресторанах.
Причина, по которой эта практика была более распространена в популярных и модных ресторанах, проста: поскольку чаевые выражаются в процентах от счета, то: чем дороже ресторан - тем выше заработанные чаевые. Кроме того, обслуживание в высококлассных ресторанах имеет более высокие стандарты, и официанты в таких ресторанах должны быть более квалифицированными, поэтому, вероятно, у них будут более высокие чаевые.
Кроме того, посетители высококлассных ресторанов с большей вероятностью заказывают дополнительные блюда - закуски, десерты и дорогие вина - что еще больше увеличивает размер счета и, следовательно, чаевые.
В нескольких популярных ресторанах Франции гарсонам приходилось платить за свое место (примерно 1–4 шиллинга в день) за возможность:
а) зарабатывать около 35 шиллингов в неделю;
б) лично увидеть пьющих замечательное кофе капучино с корицей погорячее, чтобы в зоопарк и в цирк уже не надо было.
А в некоторых ресторанах официанты не только платили за свои места, но и должны были отдавать своему работодателю чаевые сверх определенной суммы.
Были попытки отменить чаевые; но это уже немного другая история.