Резина для любого мотоцикла – одна из самых важных вещей. От нее зависит, насколько удачной и комфортной будет Ваша поездка, скорость, сцепление с дорогой и так далее. Особенно важно правильно выбрать резину для туристических эндуро мотоциклов. Это мотоциклы, созданные для дальних передвижений по дорогам различного типа: грунт, асфальт, камни и так далее. Иначе на неправильной резине далеко вы не уедете!
Выбор резины зависит от множества факторов. Но для определения главных из них, пожалуй, следует задать себе эти два вопроса: как Вы используете Ваш мотоцикл и как именно на нем путешествуете? Если, например, не выезжаете дальше асфальта и сухого грунта, то смело покупайте спортивную резину, она идеально подойдет. А вот если планируете ехать по бездорожью из камней и мокрого грунта – тут все сложнее. Нужна резина, подходящая и для асфальта, и для камней… Возможно ли такую найти? А если нет, то почему?
Какая бывает резина и в чем ее отличия
К сожалению, резину, идеально подходящую и для езды по асфальту, и по грунту, никто не выпускает – это просто невозможно! И вот почему.
Для езды по асфальту на шине обязательно должно быть большое пятно контакта. В итоге получается сплошная резина с небольшими канавками для отвода воды. А вот резина для песка и грязи делается совсем по-другому: используется так называемый «шашечный дизайн», то есть на шине расположены шашечки V или U-образной формы (чтобы зачерпывать больше грунта) с большим расстоянием от друг друга. Для камней схема похожа: большие выступы с глубоким рисунком.
Подобные шины, асфальтовые и внедорожные, диаметрально противоположны друг другу. Кстати, вот еще одно отличие: при высокоскоростной езде шашечки, если они имеются, будут перегреваться, так как весь вес мотоцикла будет приходиться именно на них, что меньше площади сплошной резины. Или, например, жесткость их боковин. Ведь для дорожной резины используется радиальная конструкция (пятно контакта короткое, но широкое, езда на высоких скоростях более комфортна), а вот для внедорожной – диагональная конструкция, более устойчивая к повреждениям и нагрузкам. Поэтому большинство производителей за редким исключением крайне не рекомендуют смешивать эти два типа резины: может плохо сказаться на управляемости и предсказуемости автомобиля.
Не забывайте, что, если у Вас камерные колесные диски, для радиальных шин обязательно понадобятся и специальные камеры. На них всегда нарисована буква R – легко отличить. А если камеру пришлось поставить все-таки обычную – не гоняйте и при первой же возможности замените ее. Ну и, конечно, для бескамерных дисков нужна бескамерная резина.
Как видите, подходы для изготовления асфальтовой и внедорожной резины абсолютно разные. Поэтому, так или иначе, резина для турэндро или, по-другому, adventure резина – компромисс. Какие же у него плюсы и минусы?
Adventure резина
В целом, резину для турэндуро можно разделить на три или даже четыре группы.
Первая – резина 80/20. Она подходит, если Вы 80% времени езды собираетесь проводить на асфальте, а оставшиеся 20% – на бездорожье. Цифры, конечно, примерные. Такие шины имеют довольно мягкий состав и обычное асфальтовое строение с большим пятном контакта и канавками. Например – Pirelli Scorpion Trail. Но все-таки стоит понимать, что по плохим дорогам на ней Вы далеко не уедете.
Вторая – резина 70/30. Тут, соответственно, Вы планируете проводить 70% времени езды на асфальте, а остаток, 30% – на бездорожье. На таких шинах уже можно спокойно выезжать на грунт и песок, но, все же, для камней и грязи лучше выбрать другой вариант – эта резина просто будет скользить. Рисунок похож на асфальтовый, но канавки глубже и шире.
В третью группу смело можно отнести резину 50/50. Все просто: 50% времени на асфальте, 50% –вне него. На таких шинах уже заметны крупные элементы протектора с приличным расстоянием между ними, но при этом это еще не «шашечный дизайн». Резина 50/50 по сравнению с предыдущей довольно стабильна на бездорожье, но при этом скользит на асфальте в дождь и шумит на скорости. Классический пример – Metzeler MCE Karoo 3.
Ну и напоследок, четвертая группа – резина 40/60. Логика та же, 40% времени на асфальте, 60% – на бездорожье. А вот здесь шины уже покрыты теми самыми шашками с промежутком между ними. Типичным «представителем» можно назвать Continental CSE 8. Прекрасный вариант для бездорожья, но на асфальте еще больше скользит и еще больше шумит.
Модели резины
Ну и наконец стоит перейти непосредственно к моделям резины. Ниже – сводка лучших шин для турэндуро различных тиров (кроме первого, его обычно не учитывают, так как 80/20 – практически обычная спортивная резина).
Важно! Учитывайте расстояние, которое Вы собираетесь проехать. Обычно производители указывают примерную ходимость резины, обязательно проверьте, подойдет ли модель Вам. Ну и помните, что с дополнительным грузом на мотоцикле, будь то дополнительный пассажир или тяжелые вещи, ходимость снижается.
SHINKO 705 - 70/30
Плюсы резины:
- долго служит, ходимость около 15 тыс. км
- низкая цена
- хороша для бездорожья
CONTINENTAL TKC70 ROCKS - 70/30
Плюсы резины:
- практически не издает шума
- прекрасное сцепление с дорогой вне асфальта
- предсказуемо ведет себя на асфальте
Из минусов можем отметить то, что выпускается только задняя.
DUNLOP TRAILMAX MISSION - 50/50
Плюсы резины:
- хорошая ходимость, до 15 тыс. км
- неплоха для бездорожья
Недостатки:
- слабовата для грязевых и песчаных дорог
MITAS E07 - 50/50
Преимущества:
- хороший пробег, в районе 10 тыс. км
- отлична для бездорожья
- есть версия с усиленной боковиной и кордом
Недостатки:
- небольшой шум и вибрации
- средняя для мокрого асфальта
MICHELIN ANAKEE WILD
Плюсы резины:
- хорошая ходимость для класса, около 8 тыс. км
- лучшая и на бездорожье, и на асфальте
Недостатки:
- довольно шумная
И, напоследок, небольшой совет от профессионалов. Если не знаете, какой именно тип резины из вышеперечисленных Вам нужен – выбирайте 50/50. Да, на асфальте не погоняешь, но в среднем это лучший вариант для дальних путешествий на турэндуро.
Помните: хорошо подходящие шины для Вас могут совсем не понравится другому путешественнику, и наоборот, подобрать нужный вариант возможно только методом проб и ошибок. Экспериментируйте! И тогда однажды Вы точно найдете идеальный комплект резины.