Найти тему

Каркасон, катары, альбигойские войны и… Михаил Афанасьевич Булгаков

Я не ошиблась. Связь между катарами, Каркасоном и творчеством Михаила Афанасьевича существует. И чтобы убедиться в этом, мы с вами предпримем вояж в Окситанию.

А попав сюда, путешественники забывают о времени.

Это не только густые мрачные леса, горы, реки и теплое южное солнце, маленькие деревеньки с серыми каменными домиками — полное погружение в средневековую атмосферу, но и средневековые крепости, по которым бродят тени странников и рыцарей, это земли катаров и феодалов — покровителей проповедников-еретиков. Глядя на крепостные стены Каркасона, невольно слышишь отголоски сражений, ржание лошадей и свист стрел, выпущенных из арбалета, видишь рыцарей, выезжающих из ворот или горожан, бегущих в рубахах по каменистым склонам, изгнанных из своих домов по велению римской католической церкви.

Средневековый город Каркасон. Окружён двумя рядами крепостных стен, длина которых около трёх километров. Над стенами возвышаются пятьдесят две башни!
Средневековый город Каркасон. Окружён двумя рядами крепостных стен, длина которых около трёх километров. Над стенами возвышаются пятьдесят две башни!

С 1997 года Каркасон входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО
С 1997 года Каркасон входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Поднимаясь в цитадель Каркасон и разглядывая с высоты окрестности, понимаешь, насколько грамотно древние жители выбрали для жизни это место, поистине, стратегическое: доминируя над долиной реки Од, располагаясь между Черной Горой (горный хребет) на севере и Пиренеями на юге, отсюда можно было следить за продвижением племен, армий и торговых караванов по дороге, соединяющий Атлантический океан со Средиземным морем.

У крепостных стен. (фото не совсем четкое, с обычного фотоаппарата).
У крепостных стен. (фото не совсем четкое, с обычного фотоаппарата).

2500 лет истории, восходящей к галло-римскому периоду. Затем вестготы (древнегерманское племя), сарацины («восточные люди», племя бедуинов) и франкское государство (Каролингское королевство).

В предчувствии: заходим в креспость Каркасон
В предчувствии: заходим в креспость Каркасон

Но более всего известен Каркасон как место, где зарождается движение катаров.
Южная Франция, Прованс и особенно Лангедок — это земля, полная тайн и легенд —
земля катаров, жители которой в XII веке обладали свободой, о которой не могли думать люди других европейских государств. Духовное единство превратило все общество в единую семью. Местные феодалы проявляли невиданную религиозную терпимость, а зачастую и сами были скрытыми катарами. Они покровительствовали наукам и культуре.

-5
-6

Есть мнение, что Ренессанс, кстати, родился не в Италии, как принято считать, а в Лангедоке и Провансе на сотню лет ранее. (Подробно познакомившись с историей этих мест, трудно в этом сомневаться!).

Вернемся в XII век. Средние века. Мрачные истории: войны, болезни, феодальное рабство. А здесь, в Окситании, жители славятся открытостью и гостеприимством, считают, что люди равны, независимо от происхождения человека (!). Потому что основой их духовности было учение катаров. (Катары в переводе с греческого — «чистые», «совершенные») — «добрые люди» или «добрые христиане» как называли их в народе (О! вспоминаем булгаковское: «добрый человек», «добрые люди» из «Мастера и Маргариты»! сколько раз в романе об Иешуа Га Ноцри автор — Мастер/Булгаков употребляет эти слова?!).

В результате на юге Европы сформировалось общество, где люди обращали куда меньше внимания на сословные рамки, чем их северные соседи, а, кроме прочего, располагали куда большей свободой в области личной жизни и обладали традицией религиозной и национальной терпимости.

Большинство населения юга Франции в то время благоволило катарам. «Добрые люди» были посвящены в мистические тайны мироздания, считались хранителями тайной мудрости. (А разве сейчас катары не окружены ореолом загадочности? Это одна из самых таинственных структур в истории.)

-7

Коротко, некоторые идеи учения катаров:

— Исповедовали, что Христос пришел на землю не для того, чтобы искупить своей жертвой человеческие грехи, а для того, чтобы показать людям, что на самом деле их Царство находится не в этом мире, князем которого есть Сатана, а в невидимом мире, мире Бога, который есть Свет и Любовь…

— Имели знания о реинкарнации, теорию которой современное христианство отвергает, однако информация о ней есть в других учениях и религиях… Катары на личном опыте знали о существовании мира Бога, проповедуя слова Иисуса: «Царствие Божие внутри вас».

— Призывали отказаться от земных благ и признавали только одну молитву – «Отче наш».

Человеческую сущность Бога катары, соответственно, отрицали. Священное Писание — исключительно Новый Завет. А Ветхий Завет, по мнению катаров — это Сатана; пророки и высший клир — суть есть его верные слуги.

— Их не интересовали деньги или власть, они стремились найти самый близкий путь к Богу. Один известный девиз катаров гласил: «Сие золото мира есть гноение души».

— Одой из основных была практика «Катарсис» — процесс очищения через познания.

Очевидно, что Ватикан увидел в учении катаров зарождающуюся новую религию, построенную на совершенно других принципах. Это было очень опасно для погрязшей в грехе официальной церкви.

Как результат, в 1209 году был объявлен крестовый поход против катаров. В истории он называется Альбигойский крестовый поход — серия военных кампаний, инициированных Римской католической церковью против «ереси катаров». (Почему альбигойский? — По названию французского городка Альби, в то время находящегося под властью королевства Арагон. Здесь селилось особенно много катаров, которые называли себя альбигойцами.)

Нашелся и Casus belli — убийство папского легата Петра де Кастельно. Десятки тысяч рыцарей из Северной Франции, Германии, Англии, Дании заполонили этот край. Им противостояли местные феодалы и армейские наемники из Арагона и Ломбардии. Это был первый крестовый поход против христиан!

Изгнание жителей Каркасона во время осады в 1209 году (фото из https://fr.wikipedia.org/wiki/Catharisme)
Изгнание жителей Каркасона во время осады в 1209 году (фото из https://fr.wikipedia.org/wiki/Catharisme)

В этой статье нет цели рассказывать подробно о «христовых войнах». Материалов в свободном доступе достаточно много. Скажу лишь, что поход крестоносцев, посланных Папой Римским (а позже и королем Франции), привел к настоящему геноциду: сотни тысяч человек (исторические источники говорят о миллионе!) были вырезаны и сожжены живьем на кострах, целые города стерты с лица земли в наказание за убеждения катаров — философов, противостоявших диктату католической церкви, веривших в пагубность сотворенного Сатаной материального мира и спасительность духовного очищения.

Особо отличился глава крестоносного воинства граф Симон де Монфор, получивший благословение Папы и короля Франции Филиппа II Августа. При взятии города Безье по его приказу убили двадцать тысяч человек. Именно к этой войне относится знаменитая фраза аббата Арно-Амори: «Убивайте всех, Господь распознает своих!» Зайдя в город и не разбираясь, кто из жителей катары, а кто католики (в городе катаров было не более трехсот человек), христовы рыцари резали всех.

Но вернемся в Каркасон. Вернее, в окрестности, где сохранились катарские замки. Крепость Каркасон негласно называют «материнской», а те, что вокруг — «сыновьи». Нельзя понять Каркасон, не побывав в деревнях, в замках вассалов. Эти неприступные крепости невозможно было взять оружием; одолеть их могли только голод, жажда, хитрость или уговор. Пейрепертюз (Peyrepertuse), Сессак (Saissac), Ластур (Lastours)… или Монсегюр (Montségur), ставший сначала прибежищем для катаров — «добрых людей», однако впоследствии павший под натиском крестоносцев: жителям было предложено «отречься от учения или идти на костер». Монсегюр известен тем, как в 1243 году двести еретиков, мужчин и женщин, взошли на костер, но не открестились от своей веры.

Если сложится у вас путешествие в Окситанию, обязательно загляните хотя бы в некоторые из этих катарских замков. Восторг вам гарантирован! И атмосфера! Совершенно незабываемая мистическая атмосфера.

Замки всегда стоят на горе — находясь на возвышенности, они говорят и о духовном возвышении...
Катары в некоторой степени люди-идеалисты, сильные в своей вере. Они не строили монастыри, потому что считали, что их крыши закрывают небо и обрывают полет чистых душ, они строили крепости под открытым небом, что помогало душам парить над землей.

«А что же Булгаков? Какая связь?» — спросит любопытный читатель.

Внутри крепости. Смотрю на это фото и… в памяти выплывают сцены булгаковского основного  романа.
Внутри крепости. Смотрю на это фото и… в памяти выплывают сцены булгаковского основного романа.

Как архитектура Каркасона — крепость в крепости, так и роман «Мастер и Маргарита» — роман в романе, где основная философская часть заключена не в "современной" части, а в романе Мастера (или самого Булгакова) об Иешуа Га Ноцри.

Вот лишь несколько аргументов.

— Катары считали, что любовь — это прямая противоположность сексуальной жизни, дозволяемой католической церковью лишь как средство произведения потомства (отсюда ее запреты на аборты и контроль рождаемости). У катаров было понятие «куртуазная любовь», прославленная в поэзии трубадуров, средневековых провансальских поэтов, посвящавших свои стихи любовной теме. (Вспоминаем Булгакова: «рыцарь в фиолетовом плаще». Помните, когда Маргарита неслась с Воландом по небу, она поинтересовалась, почему Коровьев превратился в темно-фиолетового рыцаря Фагота. Мессир ответил, что когда-то давно этот рыцарь неудачно пошутил, его каламбур затянулся на столетия. Однако сегодня он полностью расплатился по счету и получил свободу. Так о чем пошутил рыцарь и кем он был? Альбигойский рыцарь-трубадур, попытавшийся развеселить друзей песней-каламбуром о свете и тьме, чуть было не превратился в извечного шутника, но в финале романа получил полное прощение.)

Фагот — «фиолетовый рыцарь» (Коровьев… а я его вижу Абдуловым — чертовски здорово сыграна роль в фильме Бортко!) ну, очень похож на провансальского трубадура, оплакивающего гибель родной цветущей Окситании от рук иуд крестоносцев.

Есть и много других символических знаков в "Мастере и Маргарите". И в других романах, что говорит о том, насколько Булгаков интересовался историей катаров и их философией. Например, в «Театральном романе». Персонаж по имени Петр Бомбардов — явная отсылка к рукописи «Песня об Альбигойском крестовом походе» неизвестного поэта-трубадура, участника сражений с крестоносцами. Рукопись попала в руки (в восемнадцатом веке) к некоему Пьеру Бомбарду — страстному собирателю древностей. Об этом можно прочитать лишь в одной французской книге «La chanson de la croisade albiqeoise». Книга была издана в 1931 году, через год экземпляр прислали в «Ленинку», очевидно, что Михаил Афанасьевич ее прочел.

Ну и самое главное: «Рукописи не горят»! — Но об этом нужна отдельная статья.

Картина итальянского художника фра Беато Анжелико  (XVвек) «Рукописи не горят» (взято из: https://lera-komor.livejournal.com/1177432.html)
Картина итальянского художника фра Беато Анжелико (XVвек) «Рукописи не горят» (взято из: https://lera-komor.livejournal.com/1177432.html)

И еще... просто просится к написанию статья о Ренн-ле-Шато (Rennes-le-Château) — небольшой деревеньке на юге Франции, недалеко от Каркасона, расположенной в центре страны катаров, окутанной тайной и всякими мистическими теориями и легендами! Эта деревня оказалась в центре мирового бестселлера Дэна Брауна «Код да Винчи».

Ренн-ле-Шато
Ренн-ле-Шато

Мне, сочинителю детективных романов, конечно же интересно «покопаться» в истории Ренн-ле-Шато! Обещаю, что в ближайшее время я напишу о ее тайнах. Тем более, что об одной мистической достопримечательности из романа Дэна Брауна — Рослинской часовне — я уже рассказывала на Дзене (читайте здесь) и в своем романе «Расплескавшийся виски».

Катары — они такие! Тайны, тайны, тайны…

Пожалуй, на этом сегодня закончу. Читайте, подписывайтесь, задавайте вопросы!

Катар
4438 интересуются