Перед Полиной стояла тарелка с горячей манной кашей, а она - вот хоть убей, не могла съесть ни ложки.
-Бабушка, я не могу. Мне больно, - еле слышно прошепелявила девочка воспаленным ртом.
-Больно, значит не ешь! - отрезала женщина. -Чего тогда на кухню приперлась? Брысь из-за стола.
-А может меня в больницу, бабушка? - поднялась с табуретки Поля.
-Вот еще чего не хватало! По каждому пустяку в больницу таскаться. Само пройдет. Ты наверное, просто щеку прикусила, вот и воспалилось. Все, иди в свою комнату, некогда мне здесь с тобой..
Женщина схватила со стола тарелку с нетронутой кашей и невозмутимо начала выскребывать её обратно в кастрюлю.
-Ой, знала бы, не пачкала бы лишнюю посуду из-за тебя.
Полина уныло поплелась в свою комнату. На улице было не по-осеннему тепло. Гуляло "бабье лето". Погода так и манила. Но, девочке было совсем не до прогулок. Гнойник во рту болел нестерпимо. Полине даже головой ворочать было больно. И разговаривать. Каждое слово давалось девочке с трудом. А она ведь сегодня ещё и в школу ходила! Вот вызвали бы её к доске, она бы ничего не смогла ответить. Но, пронесло. Сегодня учителя Полину не спрашивали. Ди и не это было главной проблемой девочки, а то, что она вот уже третий день не могла есть. Поля не могла понять, что там за болячка такая развилась у неё во рту. Бабушка упорно отказывалась вести её к врачу.
В третий класс уже ходила Полина и получается, что третий год жила у бабушки. С каждым годом женщина относилась к внучке все хуже и хуже. Поля стала для неё тяжелой обузой в чем она не уставала попрекать девочку. И, если по первому времени бабушка пыталась приучать Полину к гигиене и чистоте, то теперь словно бы наоборот, она и воды для Поли жалела. Истопит было баню и помоется потихоньку сама. А когда Полина спросит махнет на неё рукой.
-Ой, да чего тебе то намываться? Все равно на улицу пойдешь и вернешься как поросенок. А воды целый куб потратишь!
Да и одежду бабушка не стремилась покупать своей нежеланной внучке. В третий класс Полина пошла в том же самом форменном платье, что бабушка купила перед школой в комиссионке. Сейчас это платье было безбожно коротко и Поля постоянно оттягивала вниз то подол, то рукава, ставшие ей едва не по локоть. Можно сказать - девочка росла как трава в поле. Полину это не сильно напрягало. Было почти как раньше, с родителями. В бабушке девочка начала угадывать многие черты своей мамы. Но, бабушка хотя бы её кормила регулярно. И это уже было неплохо.
Стирать свои вещи, делать уроки и справляться с проблемами девочка начинала мало-помалу сама, рано становясь самостоятельной.
Вот с чем она не могла справиться, так это с проклятой болячкой во рту. А ещё с чувством голода, преследовавшим её последние два дня. Есть хотелось ужасно. Но, было настолько больно, что девочка и представить себе не могла, как она это может сделать.
Полина прошла в свою комнату, легла на кровать. Тихонько заплакала от боли и голода. Сильно чесалась голова. Девочка попыталась вспомнить, когда она в последний раз мылась в бане и не смогла.
"Надо нагреть хотя бы чайник с водой и помыть голову в тазу" - подумала Поля.
На следующее утро Полина встала раньше обычного. Ей не спалось. Гнойник во рту, казалось, стал ещё больше. Девочку пошатывало, когда она собиралась в школу. В силу своего возраста Поля не понимала от чего. Ну, не ест она четвертый день, так и что с того? Раньше тоже такое случалось.
В этот день Полине так не повезло - её вызвали к доске уже на первом уроке. Это была математика. Полина встала и двинулась по проходу. Уже смотрела на примеры написанные на доске. И никак не могла сообразить, с чего приступать к решению, хотя математика давалась девочке обычно легко. Она сделала несколько шагов пристально глядя на доску и вдруг примеры начали куда-то уплывать. Они плыли и плыли, а кабинет внезапно стал вращаться вокруг девочки. Сначала медленно, потом все быстрей и быстрей. Полина упала ровно посередине прохода между партами.
Одноклассники повскакивали со своих мест, окружили Полю.
-Что с ней? Она умерла? - перешептывались дети между собой.
Всполошившаяся учительница начальных классов уронила очки с кончика носа, когда резко вскакивала. Очки упали на пол и учительница почти наступила на них несясь к Полине. Она приказала детям расступиться, склонилась над Полей.
-Никто не умер, - цыкнула она на детей. -Это похоже на обморок. Только вот с чего?
-Может с голоду? - предположила девочка сидевшая с Полиной за одной партой. - Поля мне говорила, что ей есть больно и она не кушает уже несколько дней.
-Да, да, точно! И в школьной столовой она тоже ничего не ест, - загалдели дети.
-Как это - несколько дней? - сдвинула брови учительница. - Полина, очнись, очнись, - легко потрепала она девочку по плечу.
И вдруг в ужасе отдернула свою руку. С брезгливым отвращением женщина смотрела на свое запястье по которому ползло что-то маленькое и мерзкое.
-Дети, отойдите все в сторонку. Кажется у нашей Полины вши, - крикнула учительница.
Одноклассники, хоть и не очень понимали, что это за звери такие - вши, отпрянули с прохода. Учительница побежала вызывать Полине скорую помощь.
К тому времени, как скорая добралась до школы Полину уже привели в чувство. Девочка сидела в медпункте и горько плакала. От боли и от унижения, видя как шарахается от неё школьная медсестра. Полина не знала что такое вши, но видимо, это что-то ужасное. А ещё от них жутко чешется голова.
Поля так жалела, что вчера все-таки не смогла нагреть себе воды и вымыть голову, наивно полагая, что одно только это избавило бы её от вшей.
Врач со скорой понял все сразу, едва только заглянул Полине в рот. Не мог понять он только одного.
-Девочка, ты с кем живешь? Почему родители до сих пор не отвели тебя к врачу? Тут такой гнойник. Это же надо лечить. Нужно принимать антибиотики.
-Бабушка сказала - само пройдет.
-Я даже не знаю куда её везти, - развел руками врач, обращаясь к школьной медсестре. - В детское отделение больницы со вшами её точно не примут. Остается только приют. Там есть специальная карантинная комната и врач. Вылечить эту болячку не сложно, это не проблема. Проблема в семье этой девочки. Её не лечат, она падает в голодные обмороки, одета плохо и к тому же вши! Тут явно что-то неблагополучно.
-Ой, да увозите вы её, - отмахнулась медсестра незаметно почесываясь.
От вида ужаса творившегося на голове девочки ей и самой начало казаться, что по ней кто-то ползает.
Бабушке Полины позвонили только к вечеру. Сообщили, что её внучка находится в приюте. Будет созвана комиссия на которой будет рассматриваться дальнейшее проживание девочки.
-Если вы хотите, чтобы ваша внучка продолжала жить с вами вы должны будете прийти на эту комиссию.
-Никуда я не пойду, - устало вздохнула бабушка Поли. - И так все понятно. Я не справляюсь с воспитанием внучки. Я пожилой человек, что с меня взять? А в приюте ей самое место,
От автора: Этот рассказ ПОЛНОСТЬЮ основан на реальных событиях, и мне, как автору тоже тяжело его писать. Даже имя главной героини я оставила без изменений. Полине сейчас тридцать и, встречаясь с ней почти каждый день, я слушаю историю её трудной жизни и стараюсь рассказать вам.