Найти в Дзене
Любители фэнтези

Напарники меча и колдовства, или Героев должно быть двое.

Оглавление
Парный герой - не протагонист и сайдкик, а именно два равноправных главных героя - на страницах книг героического фэнтези явление не такое уж частое. Обратим же на это явление свой взор и назовём нескольких, достойных внимания по мнению автора статьи.

Герой должен быть один - знает каждый читатель героической литературы. Но всегда ли верен этот постулат? Даже авторы одноимённого произведения - Генри Лайон Олди (Олег Ладыженский и Дмитрий Громов) - ставят его под сомнение, выводя героем как Алкида-Геракла, так и его смертного брата Ификла. Безусловно, мифологическая традиция знает больше героев-одиночек, чем героев-напарников. Причиной тому не только канон построения мифа, но и исторические условия, в которых зарождалась та или иная мифология: герой-вождь, герой-правитель, король былого и грядущего служил фигурой, объединяющей свой народ. А, как известно, нет двух солнц на небе, и не бывать двум правителям на одной земле. И символ единства тоже должен быть в одном лице.

Одно из наиболее удачных названий для книги в современной фантастике.
Одно из наиболее удачных названий для книги в современной фантастике.

И всё же мифы народов мира знают и двойных героев: Ромул и Рем, Кастор и Полидевк, Кавт и Кавтопат - редко, но встречаются напарники, зачастую являющиеся братьями, и нередко близнецами.

В литературе начала двадцатого века, в том её направлении, которое позже назовут фэнтези, герои-напарники возникают практически с момента её появления.

1. Герои Роберта Говарда

Кормак и Вульфер за работой.
Кормак и Вульфер за работой.

У Роберта Ирвина Говарда, по мнению многих исследователей родоначальника направления героического фэнтези, помимо всемирно известных героев-одиночек (Конан, Кулл, Бран Мак Морн, Соломон Кейн), есть цикл исторических рассказов, с налётом мистики и магии, о приключениях кельтского авантюриста Кормака Мак Арта и датского викинга Вульфера Хаусаклиуфра. Являясь приблизительно современниками короля Артура Пендрагона, они попадают в переделки то с викингами-конкурентами, то с пиктами, а то и с лавкрафтианскими Шогготами (рассказ "Мерзкое святилище").

Рассказ "Чёрный человек" - иллюстрация из Weird Tales
Рассказ "Чёрный человек" - иллюстрация из Weird Tales

Тандем ловкого черноволосого кельта с могучим светлым северянином используется Говардом и в рассказах другого цикла: гэл-далказианин Турлоф "Дабх" О'Брайен (он же Чёрный Турлоф) действует совместно с саксским воином Ательстаном в Британии начала 11-го века. Сначала они сражаются по разные стороны, и их примиряет христианский священник (рассказ "Чёрный человек"), а уже после судьба заставляет их действовать против потусторонних сил совместно (рассказ "Боги Бал-Сагота").


Названные пары героев так и остались в тени более известных творений Говарда, но есть одно но: они послужили образцом для последующих авторов фэнтези.

2. Фафхрд и Серый Мышелов

"Мечи в тумане" - обложка с Мышеловом (слева) и Фафхрдом (справа)
"Мечи в тумане" - обложка с Мышеловом (слева) и Фафхрдом (справа)

Писатель Фриц Лейбер начал публиковать свои произведения в палповых журналах вслед за слишком рано ушедшими Р. И. Говардом и Г. Ф. Лавкрафтом, чьи работы вдохновляли его на творчество. В 1939-м году в журнале Unknown впервые появилась его парочка неразлучных героев в лице могучего северянина Фафхрда и ловкого фехтовальщика с чародейскими способностями Серого Мышелова. Герои стали культовыми: их приключения сделались эталоном ироничного авантюрно-приключенческого фэнтези, временами отдающего хоррором и прозой "неизведанного" (англ. weird tales). Фафхрд и Мышелов переживали приключения как на просторах целого мира под названием Невон, так и в пределах одного города Ланкмара - отсюда, кстати, растёт целое направление городского фэнтези, с урбанизированным средневековым обществом, гильдиями воров, коррумпированными магами и прочими расхожими штампами.

3. Элрик и Мунглам

Элрик и Мунглам образца 1977-го года.
Элрик и Мунглам образца 1977-го года.

Персонажи Майкла Муркока, пожалуй, в этом списке на условных правах. По сути, главным героем "Саги об Элрике" является единолично сам альбинос Элрик - принц погибшей державы Мельнибонэ. Ну а маленький ловкий Мунглам - лишь помощник главного героя, как Ватсон при Шерлоке Холмсе, или как Робин при Бэтмене, если угодно. Однако включим и этих двоих в наш список, по той причине, что сам Муркок, объясняя в 1960-х годах появление в рассказах об альбиносе его спутника Мунглама, сообщил, что вдохновением к этому послужили истории Лейбера о похождениях Фафхрда и Серого Мышелова, и Муркоку тоже захотелось поиграть с таким "парным героем". И действительно, в каких-то произведениях Мунглам со вторых ролей переходит на более значимое место.

4. Скив и Ааз

Так начинались приключения Скива (третий слева) и Ааза (зелёный, в центре).
Так начинались приключения Скива (третий слева) и Ааза (зелёный, в центре).

Главные герои книги Роберта Асприна "Ещё один великолепный МИФ" (1978), открывающей длинный цикл юмористического фэнтези о путешествиях по измерениям Вселенной неразлучных товарищей по несчастью, а позже - компаньонов: чародейского ученика Скива и по оплошности призванного им в качестве демона изверга Ааза из измерения Извр. Лёгкий и бодрый поначалу цикл скатился после того, как Асприн стал писать вынужденные продолжения, чтобы уладить свои дела с налоговым департаментом США...

5. Тарма и Кетри

Тарма и Кетри - воительница и чародейка. Меч и магия с женским лицом.
Тарма и Кетри - воительница и чародейка. Меч и магия с женским лицом.

Ну а что же у нас с женскими парными персонажами в героике?
В книгах и рассказах писательницы
Мерседес Лэки в цикле "Клятвы и честь" есть такая парочка героинь.
Тарма - владеющая мечом женщина из клана Шина'ин; и Кетри - волшебница, владеющая мечом с необычными свойствами. Природа этого меча, Потребности, исследуется в более поздних сериях, действие которых происходит в Вальдемаре. Во времена книг обетов и чести всё, что было известно, это то, что это магия, которая защищает женщин-носительниц и может оказывать давление на свою обладательницу, заставляя её помогать другим женщинам.
По этому циклу, кстати, прошёлся когда-то Анджей Сапковский в своём легендарном эссе "Нет золота в Серых горах". Слово пану:
"В повествованиях феминистской фэнтези женщины вырываются из конано-горовской схемы. Они сами могут рубануть нахала мечом либо вдарить заклинанием, а если даже кто-нибудь ее и изнасилует, то горе тому! Не позже чем в пятом томе саги он дорого заплатит за это. Уж тут некоторые авторши явно зашли слишком далеко. Героинь цикла Мерседес Лаки «Клятвы и Честь», воительницу Тарме и чародейку Кетри насилуют без конца, часто-густо коллективно, а они отряхиваются и мстят. Несколько страниц текста ни о чем и da capo. Еще несколько страниц — и мы видим Тарму и Кетри спокойно посиживающими у костерка и повествующими о прежних изнасилованиях. Банальное описание природы, и перед нами третья, совсем случайная изнасилованная женщина и Тарме и Кетри, мстящие за нее из солидарности. О Господи!"

6. Готрек и Феликс

Феликс и Готрек
Феликс и Готрек

Готрек, сын Гурни, и Феликс Ягер - гремучая смесь гномьей отмороженности и человеческой способности вляпываться в переделки. Это персонажи из фэнтезийно-игровой вселенной Warhammer, однако в конце 1980-х шотландец Вильям Кинг открыл о них литературный цикл героических рассказов и романов, продолженный позже и другими авторами. Готрек Гурниссон - это полубезумный гном-берсерк, который, совершив в прошлом некое преступление чести, странствует в поисках лишь одного - славной смерти. Феликс Ягер - "человеческий отпрыск" из купеческой семьи имперских подданных, поэт и фехтовальщик мечом, обучавшийся в академии в Альтдорфе, вынужден бежать после того, как убил важного человека на дуэли. Вскоре он встречает угрюмого гнома-изгнанника, спасшего его от гибели в пьяной заварушке.
Цель гнома - получить славную смерть. Цель человека - написать об этом героическую поэму. На том они и сошлись, и странствовали через множество циклов и томов. Местами очень даже неплохое чтиво "меча и колдовства" в чистом виде этого направления.

7. Локк Ламора и Жан Таннен

"Джентльмены-бастарды", или "Благородные канальи" - так называется цикл Линча.
"Джентльмены-бастарды", или "Благородные канальи" - так называется цикл Линча.

Парочка "благородных каналий" из романов Скотта Линча "Хитрости Локка Ламоры" (2007), "Красные моря под красными небесами" и прочих продолжений. Цикл представляет собой плутовское фэнтези о приключениях выдающихся аферистов в антураже фэнтезийного Ренессанса: города на воде, изысканные корабли-галеоны, высший свет и нищие городские закоулки, алхимия и архимагия - всё переплетено в этом удивительном мире. Здесь-то и обстряпывают свои не совсем чистые делишки Локк Ламора и его друг детства Жан Таннен, порой танцуя на самом острие, на волосок от смерти...

Пожалуй, эта семёрка приходит на память первой при мысли о "двойном герое" в фэнтези. Знаете ли вы ещё примеры - где и у каких авторов встречаются герои-напарники или героини-напарницы? Ждём ваших комментариев.

Спасибо, что дочитали до конца, подписывайтесь, если интересно. Дальше будет больше!

Заходите к нам в ВК !

И заглядывайте в Телеграмм !