Найти тему
Чердак Умной Эльзы

"Туманность Андромеды" - общество без страха и упрека

Фантасты, как правило, скептически относятся к возможности лучшего будущего для человечества. Антиутопий на эту тему пруд пруди. Диктатуры всех сортов, звездные войны, уничтоженная природа, ядерные катастрофы, агрессивные пришельцы, порабощающие Землю. Даже читатели, далёкие от фантастики, как жанра литературы, вспомнят с пяток произведений. Ну хотя бы - Уэллса с Оруэллом.

Кадр из фильма "Туманность Андромеды", 1967
Кадр из фильма "Туманность Андромеды", 1967

Ефремов при всей своей скептичности и знании человеческой натуры человечеству шанс отставил. Но, честно говоря, не обольщался. Сделав в предисловии изящный реверанс в сторону власти о том, что приближение коммунизма явно ускорилось, он задвинул коммунистическое будущее в такие дали, что и не поддается привычному летосчислению. Есть в романе упоминание о том, что человечество общается с мирами Великого Кольца. Только вот сообщения идут столетия в одну сторону... Вот и прикидывайте, какие тысячелетия там натикали.

При слове "коммунизм" триггеры страха срабатывают у всех, будем честными. Опыт и генетическая память наших предков, переживших (и не переживших) постоянные войны Российской империи, Гражданскую и Великую Отечественную, рекрутчину и мобилизации, раскулачивание и внезапные реформы и контрреформы из разряда "одним концом по барину, другим по мужику" предостерегает - ждать от любой власти хорошего не стоит. Уж лучше зло привычное.

Общество под девизом "от каждого по способности, каждому по потребности" вызывает возмущение - это что, я умный, я работаю много и хорошо, а сосед глупый и работает меньше и на более лёгкой работе - и нам всего поровну? Как не поровну, а сколько захочешь?! А если я захочу дворец?!

Но изюминка коммунизма в том, что, теоретически, если вам до зарезу потребовалось заиметь дворец - нате, получите. Только помните, что эксплуатация запрещена. Уборкой заниматься и намывать окна в сорока комнатах будете конкретно вы.

Только вот в той формации дворца вам не захочется.

Погодите возмущаться, дочитайте.

Мы - общество, выросшее в страхе. У нас просто нет предков, кто бы не голодал. Не выживал. Не боялся за детей и их будущее. Нет тех, кто был бы уверен в том, что квартирный вопрос решится легко и просто, дети и старики не окажутся без своего угла. Поэтому отсутствие частной собственности для нас равноценно ужасу остаться без защиты. Мы знаем, чуем, что в любой момент могут прийти и отобрать.

Вся наша свобода выбора жестко обусловлена страхами. Это вообще хорошо видно при выборе образования для детей. Сколько детей с отличными художественными способностями пошли в бухгалтера и юристы, потому что, по мнению родителей, это верный кусок хлеба, а диплом художника - зачем? Картинки на Невском продавать?! Сколько талантливых будущих юристов мы не досчитались, потому что "сейчас каждый второй юрист, иди вот лучше в программисты"?

Вот с образованием, кстати, у Ефремова вообще отлично - школы нескольких ступеней, на каждой учителя выявляют способности и интересы, интеллектуальные теоретические занятия перемежаются ручным трудом и спортом, причем всё имеет практическое применение. Затем три года на "Подвиги Геркулеса", ещё два года - на получение высшего образования (в норме высших образований - 5-6) и работа на благо общества. Причем дети - а следовательно, взрослые - так сказать, непуганые. Никому не говорили, что он непременно станет дворником - а значит, будет выполнять непрестижную неквалифицированную работу, которое общество воспринимает как социально низкую. Не важно, будешь ли ты заниматься сложными вычислениями, станешь ли выращивать полезные водоросли, обустраивать оранжереи на Марсе - ты важен и нужен обществу и имеешь равное право на блага.

Тут, думается, сработает очередной раздражитель - "равное право" многими воспринимается как пресловутая уравниловка. Каждому роба и миска баланды - вопит наш страх из подкорочки. Страх голода и унижения, если копнуть ещё глубже. Но голода нет в мире Ефремова. Пересмотрели систему питания, агротехнику. Хочешь есть - приходи в Дом питания, выбирай еду по вкусу, с учетом энергозатрат. Талончика никто не спросит.

Нет проблем с одеждой - есть базовые элементы, из них, как из конструктора, можно создать свой вариант и получить заказ. Согласитесь, это гораздо более рационально, чем наши магазины одежды, в которых никогда произведенное не реализуется до конца и тысячи человеко-часов, метров ткани, единиц продукции каждый сезон отправляются на свалку, а в лучшем случае - в переработку. Бессмысленный расход энергии и ресурсов...

Кстати, и униформы, которой часто пугают обывателя, в мире Ефремова нет. Большинство в повседневной жизни носят широкие шорты выше колена с большими карманами и просторные блузы. Просто потому что так - удобно. Но вот мы вместе с Ведой Конг и Эвдой Наль посещаем школу третьей ступени - и видим дочь Эвды, которая носит на шее нитку коралловых бус, а на стандартные шорты нашила красную бахрому, как отсылку к одежде индейцев Северной Америки. И никого это не шокирует и не возмущает. Девочка учится видеть красоту, осознает себя, ищет свое воплощение - и это нормально.

"Квартирного вопроса" - и того нет! Где работаешь - там рядом и живешь. Сменил работу - собрал вещи в контейнер, попросил диспетчера подобрать жилье, отправил контейнер по новому адресу. Всё. Садись в вагон Спиральной дороги и поезжай, куда душа позвала. Устал на интеллектуальной работе - найди работу физическую, надоело расчищать джунгли или присматривать за уборочными автоматами - возвращайся к работе с людьми или к науке... Так поступает Дар Ветер.

Тут, надо сказать, Ефремов изрядно подкусил советскую систему с её принципом "от звонка до звонка на родном заводе" да ещё и с рабочими династиями от деда к внуку. Отсутствие впечатлений, смены окружения, рода деятельности отупляет, снижает эффективность деятельности, усиливает накапливающуюся усталость, вызывает отупение - пишет Иван Антонович. И с точки зрения физиологии он абсолютно прав.

Только вот явно писатель, геолог, географ Ефремов сомневался в том, что "до грядущего подать рукой". Вон, Моисей водил народ по пустыне 40 лет - сильно помогло-то?

Нет. Куда бы не шел Моисей - придет он ровно в то же общество, откуда ушел. Мир не ограничивался фараоновым царством - но другие общества не очень-то и отличались. Строить новую цивилизацию в отдельно взятом оазисе затея сомнительная.

Но вы же помните, что кроме гуманиста Ефремова у нас были очень трезвомыслящие Оруэлл и Замятин, парадоксальный и тонкий Шекли, великолепный Брэдбери, мрачный Уэллс, неповторимый Хаксли, относительно свежие отечественные Глуховский и Лукьяненко?

То-то же.

Совсем вскользь Иван Антонович пишет об Эре Разобщенного Мира. И ничем хорошим она не окончилась, судя по всему. Человечество в Эпоху Великого Кольца дружно переселилось в Средиземноморье. Старые города не упоминаются в принципе. Их даже не пытается раскапывать археолог Веда Конг. Не потому ли, что на месте этих городов осталась только радиоактивная пыль?...

Выжившее человечество объединилось. Нет государств - не геополитики с бессмысленным переделом территорий. Нет необходимости в оружии уничтожения. Наука может себе позволить работать на созидание...

Только необходимость выживания в условиях жесточайшего кризиса заставило человечество пересмотреть организацию общества. Зачем бессмысленный рынок, требующий постоянного производства ради производства? То, что произведено, должно отвечать реальным потребностям реального человека, а не мифическим бизнес-планам, формирующим спрос.

Зачем одному дворец в 30 комнат, тогда как другие ютятся всемером на 15 метрах полуподвальной каморки?

Хочешь выжить - трудись. Как можешь, как умеешь, чтобы выжили все.

Видимо, оставшимся было ясно, что только сообща вообще можно сохраниться как вид.

Подозреваю, что именно тогда мог распасться и отмереть институт семьи.

Страшно? Ещё бы. Эту особенность общества будущего было понять наиболее тяжело.

Дети с года воспитываются профессионалами. Родители видят детей, но не так чтобы часто. Опять же - такая система могла сложиться только в случае, когда каждые руки, каждая голова должна была быть максимально вовлечена в выживание общества. Иначе никак. И матери доверяют этой системе, где нет насилия, а есть пристальное бережное внимание и деятельное обучение.

В новом мире нет необходимости регистрации брака. Зачем? Институт наследования отмер, так как нет частной собственности. Нет понятия "законных" и "незаконных" детей со всеми клеймами, которое ставило общество. Дети - это хорошо, это новые люди, которые внесут свой вклад в науку, культуру, производство - на благо всем. Каждый ребенок - Вселенная. Каждый - неслучаен. А любовь никогда не определялась официальными документами...

Опять же - сколько браков заключались из страха остаться в одиночестве, без поддержки, из желания заткнуть имеющуюся дыру в потребностях? Сколько - потому что есть определенный стереотип: если одна, то с тобой что-то не так? Сколько людей тянули и тянут унылую лямку изживших себя отношений, потому что "Куда я пойду"? "Как мы будем выживать с детьми?" и даже "Все осудят"!

Люди будущего у Ефремова абсолютно самодостаточны и поэтому могут позволить себе спокойно принимать окружающих и уважать их выбор. Нет социального давления - зато есть твоя собственная ответственность за любое принятое решение. Но в мире будущего "Туманности Андромеды" человек сам себя может осудить за неверное решение, удалиться на Остров забвения... И в любой момент вернуться обратно.

Нет страха отвержения.

Впрочем, тех, кто не вписывается в нормы, общество будущего аккуратно изолирует. Выживание возможно лишь в единстве, хочешь иного пути - что ж, живи с единомышленниками в едином социуме, но вне большинства - и это твой выбор, который ты можешь пересмотреть. На Острове Забвения, куда отправился Мвен Мас, есть три общины - скотоводов, рыбаков и земледельцев, построенные по принципу коммуны. Есть те, кто отправился туда доживать последние дни в покое и единстве с природой - так поступила мать Онар, девушки, встреченной Мвеном Масом.

Для матерей, которые хоят воспитывать детей сами и не приемлют необходимости расставаться с ребенком - остров Ява. Заметим, эти люди не отвергнуты обществом - общество может спокойно принять иную позицию. Тем, кто выбрал такую жизнь, не отказано ни в одном из благ: на островах в достатке запасов пищи, если природа не сможет дать пропитания, в городах и крупных поселках можно получить одежду, если в ней возникает потребность, есть медицинские службы и службы спасения, готовые прийти на помощь.

Возможно ли вернуться в общество тем, кто прожил годы вне общепринятого? Без проблем. Универсальность навыков, полученная ещё в школьные годы, способность легко и постоянно учиться, отсутствие стыда за то, что ты "не такой" снимают все барьеры. Ты можешь жить какое-то время в иной модели - но вокруг общество иного типа. Оно рядом, оно создает общее поле.

Когда доступно всё - нет желания избыточного, как это ни парадоксально. Люди идут по жизни налегке. С прошлым в виде ненужных предметов, отношений, заблуждений и ошибок там расстаются легко.

Это трудно принять нам, тем, кто ценит дом, построенный дедушкой, бабушкины вышитые полотенца, родительские фотоальбомы, прадедовы часы с боем... Но вы же помните, что "Туманность Андромеды" общество, пережившее как минимум - Третью мировую? До комодов ли и фарфоровых чашек...

... "Туманность Андромеды" из тех книг, которые я перечитываю регулярно, и каждый раз вижу новую грань. Первый раз лет в двенадцать открыв книгу, я безжалостно пролистывала всё, что не касалось завораживающего полёта "Тантры" в глубины космоса. Страшный мир Железной звезды ужасал и манил. Позже я начала читать книгу целиком и прошла все стадии принятия и отрицания мира будущего в интерпретации Ефремова. Натягивать наши стандарты на общество, которое уже способно изменить угол наклона оси Земли, преодолело генетические болезни, где человек живет лет по 170 и осваивает дальний космос не стоит, но читая - мы сравниваем. Принимаем и отвергаем. Думая о будущем мы неизбежно размышляем о настоящем и нашем в нем месте.

Утопия? Безусловно. Но всё же она даёт надежду.

А вы читали "Туманность Андромеды"?