В 1922 году французская армия решила рассмотреть возможность установки на танки Renault FT нового типа гусеничного движителя "привезённого" из России Адольфом Кегрессом. Что в итоге получилось в этой публикации о прототипе модернизированного танка Char Renault FT (Kegresse).
Все материалы канала можно найти, перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Все рассказы об истории модернизации танков Renault FT в послевоенный период начинаются примерно одинаково, с суперуспешного проекта бывшего водителя российского императора Адольфа Кегресса и фирмы Ситроен по развитию полугусеничных машин. К сожалению это было не так, как хотелось бы Кегрессу и фирме Ситроен и виноваты в этом в принципе не они, а исключительно общая ситуация. Закончилась война, армия Франция, так и потерявшая все накопленные ресурсы в боях 1919 года во первых не знает что делать дальше, а во вторых категорически не хочет тратить деньги на новые "игрушки", старых - легких танков - еще почти три тысячи на складах и по гарнизонам.
Конечно немного "помогли" войны-продолжения на территории бывших империй, в том числе Российской, когда многочисленные страны, совершенно неожиданно ставший независимыми, такие как Эстония, Латвия или ожиданно как Польша, решили вооружится. Но всё равно от всех танков избавится было невозможно. Прямых решений, куда будут идти танкостроение ещё не было, но всем, кто с танками столкнулся было ясно, что главный недостаток Renault FT - его малоподвижность нужно решать, тем более, что эксперименты Джонсона и Кристи показывали, что танки могут ездить быстро, ну если не совсем быстро-быстро, то уже точно быстрее скорости пешехода. И СССР с первым танком собственной конструкции МС-1 и итальянцы с Fiat 3000 в первую очередь решали вопрос увеличения скорости движения. Главным ограничением у французского танка была полужёсткая подвеска, с её изменения и начали. Тем более, что нашёлся и желающий - фирма Ситроен с Адольфом Кегрессом, который видел, как боевая машина превращается в полугусеничную. «Остин-Кегресс» мог двигаться со скоростью до 25 км/час и это было то, что можно было продать военным.
Адольф Кегресс методом нескольких подходов в итоге довёл в России свой проект системы полугусеничного автомобиля до реализации, нельзя сказать, что это созданные с его движителем бронеавтомобили «Остин-Кегресс» были идеальными для поля боя, но вездеходы получились.
Renault FT (Citroën Kégresse)/Танк Рено FT c движителем Кегресса
Страна: Франция
Производитель: Société des Automobiles Renault
Год выпуска: 1922
Кол-во: 1
Экипаж: 2
Боевая масса: 6 500 кг (ориентировочно)
Бронирование : 16 mm (неброневая сталь)
Вооружение: Mitrailleuse Hotchkiss modèle 1914
Двигатель: Renault FS, 4 cyl 4,480 cm3, 35 л.с.
Максимальная скорость: 15 km/h
Гусеницы: Резинотканевые
Во Франции Кегресс достаточно быстро нашёл общий язык с Андре Ситроеном, который в годы войны занимался выпуском снарядов для России и Франции. а после её окончания остался с фабрикой, но без продукта. В июне 1919 года Андре Ситроен начал выпуск своего первого автомобиля Typ A, крайне дешевого, но не самого простого и идея Кегресса, оснащать автомобили его движителем была привлекательной для новичка на рынке автомобилестроения. Тем более, что многочисленные колонии у Франции требовали и транспорта и внимания, а с дорогами там была напряженка. . была привлекательной. К делу привлекли нормального инженера Жака Инстена (Jacques Hinstin), который в эти годы был партнером Ситроена в автомобильном бизнесе. Система Кегресса с резинотканевой гусеничной лентой была доработана Инстеном. В публикациях о межвоенных полугусеничных машинах можно встретить название - система Кегресса-Инстена (Kégresse-Hinstin). В 1920-м Жак Инстен основал, впрочем малоудачно, собственную автомобильную компанию, видимо поэтому фирма Ситроена продавала именно Citroёn-Kégresse, без упоминания второго автора.
Нельзя сказать, что предложив на рынок новое решение заказы просто посыпались на фирму Ситроена, выпуск автомобилей как Citroen 10CV Type А, так и своей массовой серии Citroen 10CV Type B2 с гусеничным ходом был минимален, в 1921 - 8, в 1922 -118 маши. Появившаяся в 1921 году в программе серии машин “Citroen-Kegressee” - Citroen 10CV Type B2 Autochenille не вызвала у военных особого восторга, хотя предприниматель и прикладывал все силы для получения заказа. Citroën 10CV Type B2 , выпуск которого начался в 1921 годы стал одним из самых массовых во Франции, к концу выпуска в 1926 году каждый третий новый автомобиль во Франции носил марку с шевронами. Колесные легковые машины стали применяться и в амии как машины связи, а Ситроен взялся продвигать и свои полугусеничные решения, так как ситуация в Марокко и Алжире начала осложняться и вездеходное шасси пришлось бы к месту.
Предлагаемое Ситроеном и Кегрессом решение было достаточно простым и представляло собой повторение российских решений на более современном уровне - гусеничный ход с резинотканевой гусеничной лентой устанавливался вместо заднего моста. Четыре опорных катках, сблокированных в две тележки подвешивались к раме с использованием листовых рессор. Впереди было зубчато-фрикционный приводной барабан, сзади один поддерживающий барабан. поддерживающим. Машины с различными движителя испытывались в авиации, как аэродромные тягачи, в артиллерии - как тягачи для полевых орудий, в пехоте и кавалерии - как машины разведки и связи. В итоге только в 1923 года Ситроен получила первый военный заказ на шестнадцати полугусеничных бронеавтомобилей для французских сил в Марокко. В армии автомобили с движителем Кегреса-Истэна получили марку Citroën P1T.
Обычно предполагают, что развитие полугусеничных автомобилей и установки нового шасси на танки шло последовательно, но если смотреть по прогрессу автомобильной программой так не получается. И автомобили и первый танк-прототип испытывались почти одновременно и более естественно выглядит, что доработки движителя для танка велись одновременно, причем скорее всего первый опыт танкового движителя был не самый удачный.
Предложение сделать движитель и для танка появилось во время испытаний у военных автомобилей Для оснащения движителем Ситроена-Кегресса выдели танк из первой серии "учебных танков" из неброневой стали и с цельнолитой башней. Машина была показана в конце 1922 года и представляла собой небронированный танк Renault FT с обычным двигателем и трансмиссией дооборудованных новыми гусеницами.
На конструкцию движителя для танка сильно повлиял "русский танк" - Остин-Кегресс. Ведущий барабан был установлен сзади. Опорные катки представляли из себя 4 пары катков, сблокированных в две тележки, от движителя типа "Neige" подвешенных на длинной раме. Так как танк, по идее, должен был преодолевать траншеи и небольшие вертикальные препятствия спереди установили вспомогательные барабаны для перекати, так как переднее ведомое колесо не выступало за пределы бронекорпуса и было маленьким, сзади так же подвесили ролики, которые играли роль хвоста, для опоры на стенки траншей при их преодолении. Всё было очень похоже на Остин-Кегресс с его роликами на рычагах спереди и сзади. Была существенно упрощена передача момента от вала к ведущим колесам, гитара из зубчатых колёс бортовой передачи была заменена на простой цепной привод.
То что получилось выглядело не очень привлекательно, но как демонстратор технологий вполне могло работать. Даже с тем же двигателем и коробкой передач замена полужёсткой подвески Рено на балансирную подвеску с дополнительной амортизацией мягких резинотканевых гусеничных лент, позволили устойчиво этому агрегату ездить на скорости до 12 км/ч. Увеличился так же ресурс гусениц, который у родных металлических не превышал 250 км. Понятно, что это все было в тепличных условиях мягкого французского климата и таки же мягких полей и полигонов.
Ленивец, расположенный в передней части, вместе с передней тележкой мог поворачиваться вокруг горизонтальной оси, как можно сделать вывод из фотографий танка для проезда препятствий. Но не всегда это получалось удачно. Нет никакой дополнительной информации, но выглядит так, что при попытки переехать твердое вертикальное препятствие в виде ствола дерева, конструкция выломала приваренный ограничитель, что не удивительно учитывая, что 7-тонный танк опирался на достаточно хлипкую конструкцию движителя.
Тем не менее практически двойное повышение скорости и рост ресурса движителя сделали интересным для французов продолжение проекта по модернизации танков Renault typ FT c использованием гусеничных движителей по варианту Ситроен-Кегресс-Инстена. В 1923-1924 годах скорее всего было сделано ещё несколько экспериментальных моделей и была заказано для боевых действий в Марокко партия из 23 боевых машин, при использовании которых все проблемы движителя и проявились.
Машины с движителем Кегресса, с движителем Кристи, колёсно-гусеничные машины и прочее, прочее и прочее стали звездами межвоенного периода. Военная реальность смыла все слишком сложные, неадекватные и ультракрасивые идеи оставив только способные выжить. "Кегрессы" не пришли испытания временем, хотя французы мучились с ними практически до середины Второй мировой.
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969 Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Почитать о других французских экспериментах в области танкостроения и истории развития лучшего танка Первой мировой можно в других статьях на этом канале:
- Тank patrouilleur. 1916. Первый танк современного типа. Часть 1. Тank patrouilleur. 1916. Компоновочный макет бестселлера
Источники:
Коломиец М.В., Федосеев С.Л. «Танк №1 «Рено ФТ-17″. Первый, легендарный».
Семен Федосеев: Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия
Семен Федосеев: Легкий танк "Рено" FT. Ветеран двадцати армий и десяти войн
Francois Vauvillier - The encyklopedia of French tanks and Armoured vehicles 1914-1940, Histoire & Collections
François Vauvillier. Le grand album des Citroën-Kégresse sous l'uniforme. Histoire & Collections
https://les-camions-citroen.easyforumpro.com/t473p200-auto-chenilles
http://www.chars-francais.net/2015/index.php/7-archives/de-1930-1940/2668-1924-char-ft-kegresse
https://truck-auto.info/citroen/628-kegresse.html Юрий Пашолок С прицелом на экспорт. https://warspot.ru/5917-s-pritselom-na-eksport
Юрий Пашолок. Попытка ускорить Renault FT. https://dzen.ru/a/YD7OsRslLij_pLKQ