Найти тему

Как обезопасить себя от исков правообладателей.

Часть интервью, не вошедшая в эфир:

1. Насколько часто к вам обращаются предприниматели с подобными проблемами?

Предприниматели обращаются ко мне за юридической помощью ежедневно. И это вполне объяснимо. Потому что если мы с вами откроем картотеку арбитражных дел, то увидим, что ежедневно в арбитражные суды России поступают сотни исков к предпринимателям, направленных на так называемую «защиту» интеллектуальных прав, которая как правило выражается в требованиях о взыскании компенсаций. Ну а компенсации в основной массе дел исчисляются от 50 до 200 тыс. руб.

2. Какая группа товаров чаще всего фигурирует в таких делах?

На сегодняшний день это наверно все группы товаров, которые есть в гражданском обороте: игрушки, одежда, ткани, канцелярия, маникюрные инструменты, рыболовные принадлежности, автомобильные запчасти. И я думаю в данном случае правильнее было бы говорить о том, какие бренды чаще всего встречаются в судах. Потому что, например, мультяшное изображение можно встретить как в виде игрушки, так и размещенное на детской одежде, на печатных раскрасках в канцелярии. Брендов, в защиту которых массово подаются иски также превеликое множество, но я их хотя бы могу собрать в определённую базу, перечень. Такой перечень мной сформирован, его я опубликовала в своём сообществе в социальных сетях вконтакте. Он конечно не является исчерпывающим, так как в судах появляются новые правообладатели, но я своих подписчиков стараюсь об этом оперативно информировать.

3. В каком случае у юриста есть шанс отстоять интересы своего клиента?

Дело в том, что большинство обращающихся ко мне предпринимателей, к сожалению, по российскому законодательству являются нарушителями интеллектуальных прав. То есть если мы говорим о перспективах данных судебных дел относительно ответчиков, то в большинстве своём это снижение компенсаций. Бываю случаи, связанные с отказом в удовлетворении исковых требований, а это может быть если нарушение не доказано, например, купили товар, но обозначения на нем не сходны до степени смешения с тем или иным товарным знаком, либо истец не собрал достаточно доказательств, видеозапись кривая и прочее. Недавний случай в АС Самарской области, мы доказали отсутствие сходства купленного у предпринимателя товара с дизайном Зайки МИ. Суд встал на нашу сторону и отказал в удовлетворении иска. Но такие случаи не являются частыми. Поэтому победой в данной категории дел в основном считается многократное снижение компенсаций, причем юристу, который не занимается интеллектуальным правом, прийти к такому результату достаточно сложно.

4. Как предпринимателям обезопасить себя от возможных претензий различных правообладателей?

Единственный способ обезопасить себя от подобных исков, это закупать товар у официальных дилеров. Садовод, Южные ворота и прочие крупные оптовые площадки переполнены контрафактом, и всем это известно. Конечно стоимость лицензионного товара на порядок дороже. Но риски, связанные с продажей контрафакта совершенно не оправданы, очень много предпринимателей за последние три-четыре года прекратили свою деятельность именно по причине взысканий компенсаций правообладателей интеллектуальной собственности.

Предприниматели часто задают мне вопросы о том, как определить легальность товара.
-Во-первых, никогда не закупайте товар без сопроводительных документов, договор поставки, накладные с наименованиями, с артикулами товаров, у вас обязательно должны быть.
-Кроме того, обязательно запрашивайте у вашего поставщика документы, которые позволяют установить, что правообладатель разрешил производителю использовать свой бренд при производстве данного товара. Обычно это лицензионное соглашение, заключенное между собственником бренда и производителем, и копия такого соглашения у вашего поставщика должна быть. Приведу пример, компания «Симбат» игрушки оптом, компания находится в Москве, они и производители и поставщики лицензионных игрушек и собственные бренды у них тоже есть. Так вот Симбат по запросу своих заказчиков представляет информационное письмо с перечнем брендов, на использование которых у них заключены лицензионные соглашения, это же письмо включает в себя даты и номера лицензионных соглашений. Такое письмо от Симбат в моей практике фигурировало несколько раз, и мы выходили в отказ в удовлетворении требований истцов.
-Ещё один момент – ни в коем случае не продавайте товар без упаковки, то есть ваш товар, даже если он лицензионный должен быть передан покупателю с информацией о его производителе. Иначе вы никаким образом в суде не сможете доказать, что это именно тот товар, который вы приобрели, например, в Симбат.
Вот пожалуй исчерпывающий перечень рекомендаций, следование которым поможет вам обезопасить свой бизнес от претензий и исков подобного рода.


Юрист по авторскому праву и интеллектуальной собственности
Маникова Алина Ринатовна.
https://vk.com/sud_trademark