Найти тему
97,2K подписчиков

Хуторок

14K прочитали
Однажды, выгоняя на пастбище коров, Поля поделилась с подругами, своей неприятностью. А те ей и сказали:
— Что ж ты, Поля, удивляешься, что корова молочко не дает после ночи? Ты ж гляди, что по соседству то у тебя змея живёт. Это ж Баштенчиха твою корову ночью доит.
А Баштенчиху — женщину старше средних лет, местные жители считали ведьмой.
Однажды, выгоняя на пастбище коров, Поля поделилась с подругами, своей неприятностью. А те ей и сказали:  — Что ж ты, Поля, удивляешься, что корова молочко не дает после ночи?

Здравствуйте Елена!
Восхищаюсь Вашими произведениями! Всегда читаю их с упоением, отключаясь от всего мира. Особенно мне нравятся Ваши рассказы и былички про деревенскую жизнь прошлого, бабушек-ведуний и т.д. И каждый раз, читая их, я погружаюсь в воспоминания о своем детстве, проведенном у бабушки в небольшом хуторе, расположенном вдоль реки. Знаю, что Вы публикуете и рассказы читателей. Так вот, я тоже решила Вам написать свои воспоминания о моём детстве и рассказе моей бабушки.

Сейчас я уже взрослая - семья, дом, работа, ежедневная суета, но когда мне, по долгу работы, попадается выезд в хутор моего детства, я с радостью и удовольствием еду туда. Да и просто, иногда, в выходной день, выкроив несколько минут от домашних дел, стараюсь выехать в родные места, хотя бы просто проехать по старой дороге, вдоль опустевших и покосившихся хатенок, подышать родным воздухом. Иной раз мне кажется там, в небольшом хуторке, заросшем разнообразной зеленью, даже воздух другой — вкусный. Там ещё остались кое-какие жилые дома. Меня туда очень тянет необъяснимой силой. И всегда на меня накатывают воспоминания, обволакивая грустью моё сердце. В голове всплывают эпизоды радостного, беззаботного детства — большой луг, напротив хаты моей бабушки Маруси, заросли огромных лопухов, в которых мы играли в прятки, бабушкины вареники с вишней, ледяная вода из колодца, бесчисленные стада гусей, которых мы дразнили, когда те, возвращались домой с реки, а потом от них же и убегали, как ловили в старом глинище головастиков, вечерние посиделки бабулек, в тёплые летние вечера, на лавочке за двором, бабушкину заботу и внимание ко мне и моим достижениям в ловле на хлипкую удочку, сделанную из камыша, мелких карасиков, которых она всегда с радостью жарила, нахваливая меня за отменный улов, иногда состоявший всего из двух — трёх рыбок.

Запомнились мне и некоторые жители хутора — дед Князь, большой полный дедушка, с добрым взглядом и бархатным басовитым голосом, который угощал меня тютиной (шелковицей) огромное дерево которой росло у него во дворе. Бабушка Нила, с печальным взглядом, уставшими, натруженными тяжёлым трудом руками с узловатыми пальцами и согнувшейся спиной, жившая по соседству. Баба Маня, всегда улыбчивая и добрая, с внешностью похожей на гномика, которой я всегда помогала кормить кроликов и собирать для них сахарную свеклу, упавшую на обочину пыльной грунтовой дороги, тянувшейся с полей, из набитых под верх кузовов проезжавших мимо колхозных машин. Для меня было забавой идти вместе с бабушкой Маней, тянувшей старую полуразвалившуюся ржавую и скрипевшую тачечку, вдоль дороги и собирать потерянные корнеплоды.

Помню как с удивлением смотрела на бабушку БОйчиху (её так называли местные, только спустя годы, я узнала что её звали Ольга), которая приходила к бабушке на лавочку, закидывала ногу на ногу, доставала папиросу, делала из неё «козью ножку», смачно закуривала и пускала кольца из дыма, а на внешней стороне ладони левой руки этой бабули красовалась татуировка с солнечным закатом в облаках и лучами. Вообще, внешность этой самой Бойчихи одновременно и завораживала и пугала, она всегда носила белую косынку, слегка натянутую на один глаз, зрачок которого был затянут белой плёнкой, (наверно бельмом), сама она была сгорбившаяся, с мощными скулами и смуглой кожей. Но она не вызывала отвращения, была спокойная и разговорчивая. Как мне потом объясняла бабушка, что Бойчиха стала такой после лагеря, а какого лагеря и за что она отбывала наказание, ни я ни бабушка не знали.

Также запомнилась мне бабушка Дуня, к которой моя бабушка отпускать меня не хотела, и каждый раз, когда узнавала, что я всё же была там, она мне говорила:
— Не ходи до Дуни!
На мой вопрос:
— Ну почему, Ба?
Она всегда отвечала:
— Нехорошими вещами она занимается.
Но меня всегда привлекало и интересовало всё необычное и мистическое, тем более что, ничего «нехорошего», та самая баба Дуня мне не делала, она просто рассказывала как правильно определять растущую и стареющую луну, что во дворе всегда должны быть чёрный и красный петухи. Чтобы на Троицу мы не ходили к реке. Иногда она просила принести ей колодезной воды, или нарвать полыни, крапивы и других трав. Сейчас всё это — мои воспоминания, все эти люди давным-давно ушли из жизни, оставив после себя, как напоминание, осиротевшие хаты, где когда-то кипела жизнь, пахло пирогами и звучал смех...

Моя бабушка была атеисткой, она не верила ни в светлые силы, ни в тёмные, но всё же учила меня по приметам определять погоду на следующий день, или когда курица-квочка сядет на яйца и т.д. Я всегда любила слушать её рассказы про то, как люди жили раньше, что происходило в хуторе. Очень запомнился рассказ про случай из её детства. Произошло это, когда моей бабушке было восемь лет, в 1927 году. Их семья, из пяти человек, (мои прадед, прабабушка, бабушка, её брат и сестра), жила на краю того самого хутора, хата была крайней, и стояла прямо на берегу реки. Мой прадед Иван был кулаком, высокий, крепкий мужчина, держал большое хозяйство — лошади, овцы, свиньи, много разнообразной птицы и, конечно же две кормилицы — коровы. Он так же был атеистом, не верил в сказки, а вот прабабушка Пелагея, наоборот была очень набожной, всегда молилась и очень берегла иконы, которые она во времена раскулачивания спрятала на чердаке хаты, замуровала их конопляной мешковиной, а сверху замазала глиной, повернув ликом внутрь дома, чтобы сберечь их от уничтожения и молиться, просто глядя вверх на потолок. (Спустя много лет, я и моя сестра, на развалинах той самой хаты, случайно нашли эти иконы, одна из них, как объяснил мне местный батюшка называется 6 апостолов, была написана для рода, до сих пор хранится у меня дома).

Так вот, однажды, прабабушка Поля обнаружила, что одна из коров, на утренней дойке даёт меньше молока, а в обед и вечером, молока даёт, как и прежде. А потом и вовсе, после ночи корова перестала давать молоко. Больной бурёнка не выглядела, только беспокойная стала. Мыслей о том, что нужно резать кормилицу, прабабушка не допускала. Однажды, выгоняя на пастбище коров, она поделилась с подругами, своей неприятностью. А те ей и сказали:
— Что ж ты, Поля, удивляешься, что корова молочко не дает после ночи? Ты ж гляди, что по соседству то у тебя змея живёт. Это ж Баштенчиха твою корову ночью доит.
А Баштенчиху — женщину старше средних лет, местные жители считали ведьмой. Она действительно жила по соседству, семьи у неё не было, её хата была предпоследней. Вреда она никому из жителей хутора не приносила, жила затворницей, но все её сторонились и побаивались. Придя домой, прабабушка рассказала прадеду о своих догадках, мол надо что-то делать. На что прадед, не веривший ни во что и уставший слушать сказки, согласился подкараулить ночного вора, и той же ночью взял вилы и пошел в хлев, на заседы. Притаившись в углу хлева, прадед ждал кто же придёт. Когда луна на небе уже склонилась к своему закату, он услышал шорохи, доносившиеся со стороны реки. В свете блеклой луны, еле попадавшей в хлев прадед увидел большой, длинный, чёрный силуэт, медленно приблизившийся к корове. Плавно обвивая заднюю ногу коровы, силуэт присосался к вымени….

Утром моя бабушка, её сестра и брат проснулись от криков их матери, доносившихся со двора. Выбежав во двор, они увидели что в большом пне (колоде), стоявшем возле хлева, торчит окровавленный топор и с колоды свисает большое жирное, чёрное тело змеи, а на земле лежит её отрубленная голова. Это была самая обычная ужака (уж), отъевшаяся на коровьем молоке.
— Вот ваша Баштенчиха!, — с ухмылкой сказал прадед и пошёл запрягать лошадей.
А прабабушка Поля надрывно причитала:
— Ваня, ты ж Баштенчиху убил! Что люди скажут?! Это ж она в обличие змеи нашу корову доила!
Прадед только рассмеялся. После того случая, жившая по соседству Баштенчиха, совсем перестала выходить во двор. Обеспокоенная прабабушка всё-таки решила пойти к ней домой и узнать, что с соседкой. Придя к Баштенчихе, прабабушка увидела что та болеет, лежит с сильным жаром. От помощи Баштенчиха отказалась, а на следующий день умерла. И с того же дня корова, как и прежде, стала давать молоко в прежних объемах. Вот такая реальная история, рассказанная моей бабушкой очень мне запомнилась.

С уважением Светлана. Краснодарский край

Благодарю Вас, Светлана, от всего сердца за этот чудесный и душевный рассказ, он получился очень светлым и добрым, пахнущим травами и парным молоком! Не стесняйтесь и вы, друзья, присылать свои истории на почту: v.e.official@mail.ru, и я обязательно их опубликую. Ведь каждому из нас есть что рассказать этому миру.

Художник Сергей Басов.

#история_от_читателя