Найти тему
Вижу красоту

1961 год: Фарфор Вербилок на выставке «Искусство в быт»

Друзья, представляю вам проиллюстрированную заводскую газетную заметку. Как всегда, не всё из упомянутого нашлось. Может быть они вам известны?

Саватеев В. У витрин фарфора в Манеже. Репортаж из Центрального выставочного зала Москвы // Газета «Пламя», орган Парткома, Завкома, Комитета комсомола и Дирекции Дмитровского фарфорового завода, 1961. – № 20 (203), от 17 мая. – С. 2.

Представьте себе, что вы за тысячи вёрст от родных мест. И представьте себе, что однажды где-нибудь в маленькой деревеньке совсем случайно вы встречаете человека, который оказывается вашим земляком. Вы знать его не знали, а теперь он уже ваш самый лучший друг, и начинаются счастливые воспоминания и рассказы.

Совершенно подобное ощущение – радость встречи – возникает на выставке «Искусство в быт» в Манеже, когда вы, миновав витрины с хрусталем и стеклом, попадаете в мир фарфора. С нескрываемым волнением читаете: «Дмитровский фарфоровый завод, посёлок Вербилки…» Вы тянете своего приятеля-москвича к застекленным шкафам, хвастаясь: «Это «наши» делали, понимаешь?! Из моих мест... Помнишь, я о Гарднере рассказывал...»

Их шесть – закрытых витрин, в которых выставлены изделия с маркой «ДФЗ». Право, это не так-то уж мало. Да ещё вазы, декоративные сервизы, скульптуры на «корабле», как называют работники Центрального выставочного зала открытую витрину. Однако послушаем экскурсовода:

– … Только что мы просмотрели изделия Ленинградского Государственного фарфорового завода имени Ломоносова. Завод выпускает сервизы очень высокого качества. Но продукция выходит небольшими сериями, роспись ведётся только вручную. По-существу, это экспериментальный завод. Дмитровский и Дулёвский фарфоровые заводы выпускают массовую продукцию. При этом фарфористы первого завода добиваются большей связи формы и росписи, чем дулёвцы. Ведь в чём суть художественного фарфора, как и других художественных изделий? В том, чтобы чувствовался материал, фактура, а форма и рисунок должны выявлять его. Потом, в продукции Дмитровского фарфорового завода заметно глубокое претворение в жизнь народных традиций...

Вместе с посетителями выставки подходим к одной из-витрин. Чайный сервиз «Розовые цветы». Лосев В. Н. – роспись. Ганрио Ю. Б. – форма. И ещё сервиз «Мальва». Коновалов А. И. – роспись. Ганрио Ю. Б. – форма. При росписи обоих сервизов использовано так называемое маховое письмо – сочные, живописные пятна. Оно идёт от народных традиций. Рисунок сделан как бы одним махом, отчётливо чувствуется движение мазка художника, но он не производит впечатления небрежности, неряшливости. При этом способе белый цвет фарфора входит в глубь рисунка, включается в узор.

Виктор Папихин (роспись). Александр Шобанов (форма «Стандарт»). Кофейник из сервиза «Пчёлка». 1961. Вербилки. Высота 17 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 34207/284-1. Госкаталог: 6197117. Источник: goskatalog.ru
Виктор Папихин (роспись). Александр Шобанов (форма «Стандарт»). Кофейник из сервиза «Пчёлка». 1961. Вербилки. Высота 17 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 34207/284-1. Госкаталог: 6197117. Источник: goskatalog.ru

Художники Дмитровского фарфорового завода используют и «строгое» письмо. Примером его может служить кофейный сервиз «Пчёлка» (Папихин В. В. – роспись, Шобанов А. И.– форма). Рисунок сервиза – тёпло-жёлтые линии, более или менее густые. Колорит росписи живо напоминает лето, душистый июль, янтарный мёд...

Евгений Смирнов (роспись). Юрий Ганрио (форма). Чайник «Золотой тюльпан». 1960-е. Вербилки. Высота 24 см. Музей-заповедник «Дмитровский кремль» / ОФ 4528/1. Госкаталог: 24756200. Источник: goskatalog.ru
Евгений Смирнов (роспись). Юрий Ганрио (форма). Чайник «Золотой тюльпан». 1960-е. Вербилки. Высота 24 см. Музей-заповедник «Дмитровский кремль» / ОФ 4528/1. Госкаталог: 24756200. Источник: goskatalog.ru

– А теперь посмотрите сервизы, расписанные «золотом». «Золото» требует большого чувства меры. Чрезмерное перегружение им рисунка губительно. С этой точки зрения удачен кофейный сервиз «Золотой тюльпан» (Смирнов Е. П.– роспись, Ганрио Ю. Б.– форма). На бокале – аккуратный, не очень большой тюльпан. Пожилые хозяйки, молодожёны останавливаются у сервиза, произносят мечтательно:

— Вот такой бы…

Евгений Смирнов (роспись). Юрий Ганрио (форма «Колокольчик», 1955 год). Кофейник из сервиза «Золотая лента». 1989. Вербилки. Высота 16,5 см. Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» / Фс-1710. Госкаталог: 5390605. Источник: goskatalog.ru
Евгений Смирнов (роспись). Юрий Ганрио (форма «Колокольчик», 1955 год). Кофейник из сервиза «Золотая лента». 1989. Вербилки. Высота 16,5 см. Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» / Фс-1710. Госкаталог: 5390605. Источник: goskatalog.ru

Кофейный сервиз «Золотая лента» и чайный сервиз «Золотой» (Смирнов Е. П. – роспись, Ганрио Ю. Б. – форма) представляют «старое», тонкое искусство. Ювелирно отделанные чашечки светятся насквозь. Их опоясывают еле заметные золотые ленточки.

Евгений Смирнов (роспись). Форма «Ампир» (по музейному образцу 1800-х годов). Чайник из сервиза «Золотая лента». 1989. Вербилки. Высота 12 см. Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» / Фс-1683. Госкаталог: 5390435. Источник: goskatalog.ru
Евгений Смирнов (роспись). Форма «Ампир» (по музейному образцу 1800-х годов). Чайник из сервиза «Золотая лента». 1989. Вербилки. Высота 12 см. Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» / Фс-1683. Госкаталог: 5390435. Источник: goskatalog.ru

В витринах ДФЗ можно увидеть сервизы и с «современным» рисунком. Надо отметить, что вербилковским фарфористам чужды формалистические увлечения, когда за линиями и квадратиками совершенно не чувствуется фактура фарфора. Чайные сервизы «Колючки», «Золотые иголочки» (Чекулина А. А – роспись, Ганрио Ю. Б. – форма), «Ёлочки» (Федченкова 3. А.) просты и вместе с тем оригинальны.

Дмитрий Горлов. Скульптура «Генерал Топтыгин». Вербилки. Фотограф Владимир Вдовин. Фото № 703824. РИА Новости. Источник: riamediabank.ru
Дмитрий Горлов. Скульптура «Генерал Топтыгин». Вербилки. Фотограф Владимир Вдовин. Фото № 703824. РИА Новости. Источник: riamediabank.ru

Есть одна особенность, по которой легко можно догадаться, что вы стоите у витрин именно Дмитровского фарфорового завода, а не какого-либо другого. Это – обилие скульптуры (мелкая пластика). Завороженные, останавливаются посетители у всевозможных «фигурок». Мальчишек так вообще не оттащишь. Какой-то кроха трясёт отца за руку:

Николай Розов. Скульптура «Тройка». Вербилки
Николай Розов. Скульптура «Тройка». Вербилки

– Па, а па... Мишка Топтыгин! Смотри! Мы про него стихотворение учили...

Это скульптура Н. И: Розова «Тройка». Она и в самом деле выполнена великолепно. В скульптуре подчёркнута слитность отдельных фигур, мягкость фарфора: он как бы льётся. Такими же достоинствами обладает и произведение О. С. Артамоновой «На катке».

Николай Лотов. Скульптура «Подлёдный лов». 1961. Вербилки. Высота 5 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 48447/39. Госкаталог: 29148008. Источник: goskatalog.ru
Николай Лотов. Скульптура «Подлёдный лов». 1961. Вербилки. Высота 5 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 48447/39. Госкаталог: 29148008. Источник: goskatalog.ru

Не могут пройти равнодушно посетители мимо занимательной скульптуры Н. А. Лотова «Рыбак» – съёжившийся комочек над прорубью.

– Вот этого рыбака дяде Васе бы подарить! – слышится восхищённый голос.

Многим нравится и «Ветерок» В. К. Горбашева. Девочка сидит, обхватив колени руками. Ветерок надувает её платьице как парус. Движение воздуха предано правильно схваченной деталью – надутое платьице в застывшем фарфоре.

Николай Лотов (модель). Евгений Смирнов (роспись). Скульптура «Модницы». 1961. Вербилки. Высота 11 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 39628/30. Госкаталог: 6199083. Источник: goskatalog.ru
Николай Лотов (модель). Евгений Смирнов (роспись). Скульптура «Модницы». 1961. Вербилки. Высота 11 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 39628/30. Госкаталог: 6199083. Источник: goskatalog.ru

Не все произведения мелкой пластики равноценны. Возникают споры возле «Модниц» Лотова Н. А.:

– Мне нравится...

– А мне нет...

Многие находят, что скульптура женщины под названием «У моря» (Пермяк М. Е.) груба. Но в таких случаях надо ещё иметь в виду и личные вкусы.

Дмитрий Горлов. Панно (настенный рельеф) «Север». Конец 1950-х. Вербилки. Размер: 23,5х8 см. Орловский краеведческий музей / ОКМ-45574. Госкаталог: 10369495. Источник: goskatalog.ru
Дмитрий Горлов. Панно (настенный рельеф) «Север». Конец 1950-х. Вербилки. Размер: 23,5х8 см. Орловский краеведческий музей / ОКМ-45574. Госкаталог: 10369495. Источник: goskatalog.ru

Вербилковские фарфористы предприняли попытку создания настенных рельефов. Это, собственно, проба, перенос формы с одного материала на другой (перенос с дерева, металла).

Можно, не сомневаясь, сказать, что настенные рельефы из фарфора («Кони», «Лань» Горлова Д. В.) будут неплохим украшением современной комнаты.

Дмитрий Горлов. Панно «Лани». 1961. Вербилки. Высота 16,5 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 34207/304. Госкаталог: 6198912. Источник: goskatalog.ru
Дмитрий Горлов. Панно «Лани». 1961. Вербилки. Высота 16,5 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 34207/304. Госкаталог: 6198912. Источник: goskatalog.ru

Но… пора и расставаться. Встреча в Москве с родными местами состоялась. Несколько минут провели мы с интересом в мире фарфора, мире, созданном руками рабочих и художников ДФЗ. И у нас остались самые радостные воспоминания.

Всесоюзная художественная выставка «Искусство – в быт» в Центральном выставочном зале (Манеж) в Москве. 01.10.1961. РИА Новости. Фото № 2627540. Автор: Николай Рахманов. Источник: visualrian.ru
Всесоюзная художественная выставка «Искусство – в быт» в Центральном выставочном зале (Манеж) в Москве. 01.10.1961. РИА Новости. Фото № 2627540. Автор: Николай Рахманов. Источник: visualrian.ru

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив