В Калининском районе Санкт-Петербурга многие улицы названы именами учёных, работавших в Политехническом университете и внёсших значительный вклад в отечественную науку. Есть здесь и улица Академика Байкова. Александр Александрович Байков, химик и металлург, почти 40 лет был профессором Санкт-Петербургского Политеха. Его пригласили преподавать дисциплины, связанные с металлургией, в 1902-м, в год открытия института.
К 1917 году ординарный профессор по кафедре металлургии Политехнического института А. А. Байков имел чин статского советника и ордена Св. Владимира 4-й степени и Св. Анны 2-й и 3-й степеней.
Помимо научной и преподавательской деятельности, А.А. Байков на протяжении всей жизни занимался административной работой. 17 июня 1925 года Александра Байкова избрали ректором Политехнического института. Эту должность он занимал до 15 октября 1928 года.
В 1930 году, когда Политехнический разделили на несколько отраслевых институтов, Александр Александрович остался работать в Металлургическом. Кроме того, он преподавал в Военно-технической академии, в Артиллерийской академии, в Электросварочном институте, был заведующим кафедрой неорганической химии и деканом химического факультета Ленинградского государственного университета.
А. А. Байков, действительный член Академии наук СССР c 1932 года, внёс выдающийся вклад в создание теории металлургических процессов, в исследование процессов твердения вяжущих веществ, их коррозионной устойчивости в различных средах, был крупнейшим специалистом в области металлографии чёрных и цветных металлов. Его обширные знания, научная эрудиция, организаторский талант и знание производства оказались бесценны во время Великой Отечественной войны.
Сразу же после её начала Байков переориентировал свои научные исследования на оборону страны. Он часто бывал на заводах как консультант по производству оружия, посещал полигон, где оно испытывалось. 9 сентября 1941 года, выступая по всесоюзному радио, Александр Александрович произнёс такие слова:
«Я – старый металлург, и я привык годами думать, что нет ничего на свете крепче стали. И вот сегодня я убедился в своей ошибке… Да, я ошибся. Есть, оказывается, материал, который ещё крепче стали. Этот благородный материал – советские люди».
Только 1 декабря 1941 года, уже после категорического требования из Москвы, Байкова на самолёте переправили из осаждённого Ленинграда через линию фронта. До Свердловска, где в это время размещались учреждения Академии наук СССР, он добрался на поезде. Прибыв на место, Байков сразу же включился в работу созданной при Президиуме АН СССР комиссии по мобилизации ресурсов Урала на нужды обороны страны. 71-летний учёный ездил на заводы, рудники, изыскивал новые сырьевые и энергетические ресурсы. В апреле 1942 года комиссия расширила свою деятельность на регионы Западной Сибири и Казахстана.
С 3 по 8 мая 1942 года в Свердловске прошло общее собрание АН СССР. Было решено для более оперативного руководства учреждениями Академии наук, размещёнными в эвакуации на Урале, в Поволжье и Средней Азии, избрать шесть вице-президентов АН СССР. В их число вошёл и Александр Байков. Академики А. А. Байков, И. П. Бардин, М. А. Павлов руководили разведкой новых железорудных месторождений на Урале, месторождений марганцевой руды, помогали предприятиям Кузбасса, заводам, производящим алюминий, медь и никель.
23 июля 1942 года Александр Александрович писал из Свердловска коллеге по Политеху Л. И. Шушпанову: «Я считаю, что сейчас только и можно работать или на фронте, или на производстве, и те, кто имеет к этому возможность, так и должны поступить. Научная работа сейчас, если она не может дать результат, который будет полезен фронту, не имеет никакого значения и не представляет никакого интереса, это дело будущего, послевоенного времени, поэтому сейчас об ней не стоит даже думать. Все должны работать на фронт и для фронта, у всех должна быть только одна цель – уничтожить навсегда отвратительный и гнусный гитлеризм».*
Известная писательница Мариетта Шагинян, которая также была в эвакуации в Свердловске, опубликовала в журнале «Новый мир» очерк «Академики на Урале». Раздел, посвящённый Байкову, завершался так:
«Моложавый стройный старик, юношески свежий в движениях, появился на Урале, – и те, кто не знал его близко, услышали очаровательного собеседника, наизусть помнящего страницы любимых им поэтов, музыканта – с глубоким суждением о музыке, человека галльского остроумия и ворчливой русской доброты, о котором прокатчики и сварщики, мартеновцы и электроплавильщики, термисты и печники говорят “наш Байков”».**
В 1943 году Александр Байков смог переехать в Москву. С апреля 1944 и до конца жизни он занимал пост председателя Совета научно-технической экспертизы при Госплане СССР. В июне 1945 года был утверждён членом Госплана СССР.
Среди многочисленный наград Александра Александровича – Сталинская премия первой степени, три ордена Ленина, два – Трудового Красного Знамени, медаль «За оборону Ленинграда».
*(А. Г. Морачевский «Академик Александр Александрович Байков. Жизнь и деятельность, 1870–1946»)
**(А. Г. Морачевский «Академик Александр Александрович Байков. Жизнь и деятельность, 1870–1946»)
Подписывайтесь на канал «Теория большого Политеха» и открывайте вместе с нами новые имена героев.