Это мой уже четвертый роман у Исигуро. До этого были
- Не отпускай меня
- Погребенный великан
- Остаток дня
Повторюсь, я люблю Исигуро и не могу объективно оценивать его романы. Хотя «Клара и Солнце» в моем рейтинге уступает таки «Погребенному великану».
«Клара и Солнце» (забавно, Вики определяет жанр романа как антиутопию – но формально так и есть, это именно она, антиутопия) роман с классической структурой произведений автора – постепенное раскрытие смыслов. Я бы даже назвал это полифонией смыслов – когда смыслы, передаваемые читателю, отличаются от смыслов слов повествующего героя. Это особенно ярко проявилось в Остатке дня.
Вы заметили, что объединяет всех героев Исигуро? Кроме, пожалуй, Погребенного великана всем героям судьба была предначертана. Донорам органов, дворецкому, искусственной подруге путь был предначертан, они были изначально несвободны в выборе. Всем предстоял путь служения (опять же, интересно, в этом пути служения отразилась «японскость» автора или его «английскость»? Тема служения есть и в японских, и в английских традициях. Но сам Исигуро родился и всю жизнь прожил в Англии). В этом драма и трагедия героев. И вот это чувство трагизма дает особенное послевкусие романам автора.
Но (удивительное дело), несмотря на трагизм, герои Исигуро имеют больше поводов считать себя счастливыми, чем многие из нас.
Они знали, зачем. В отличие от большинства из нас. Помните финальные страницы «Не отпускай меня»? Они принимали это, жили с этим.
У них все-таки был выбор. У Клары был выбор, она сделала его осознанно.
А главное, они могли сказать, что не прожили жизнь не зря. Администратор нашла Клару, и может быть, это было самым большим признанием ее души.
Так что, по-хорошему, нам бы стоило завидовать героям, но нас не оставляет щемящее чувство потери....
Отслеживайте нас в телеграм канале книг