Пятый международный литературный фестиваль
«Звёзды над Донбассом», Мариуполь, 2023 год.
Мы встретимся на фестивале второго мая, в день трагедии Одессы.
И после упоминания поэтической антологии «Поэzия Русского лета», которую привезли представить здесь,в рассылке портала «Госуслуги» — упоминания на всю страну (да ещё с именем-фамилией и строчками стихов) — мне в соцсети и мессенджеры, оказывается, всю неделю будут сыпаться слова ненависти и проклятий, понятно от кого.
Тут мы с другими сим-картами, и слава Богу, я увижу это только потом.
Буду работать в дружеской атмосфере.
А вернёмся с фестиваля мы ранним солнечным утром к державному празднику Великой Победы.
И весь фестиваль будем говорить о новой победе — такой долгожданной на Донбассе, такой чаемой.
В один рассказ всех деталей не уместить.
Разве что самое пронзительное.
Хлеб
Третий рабочий фестивальный день: поэты готовятся показать участникам и зрителям антологии и авторские сборники в Мариуполе.
Идём с утра проговорить порядок выступлений за чашкой кофе на проспект Металлургов. Подземный переход, пострадавший от боёв, но действующий, выводит к кафе. Веранда блестит свежей краской по деревянным балкам, парни расставляют ящики с цветущими петуниями. Бог в помощь.
Напротив вижу киоск со свежими батонами и буханками на витрине, его вывеску — «Бердянский хлеб».
И накрывает.
Папа мой родом из Бердянска.
Там пережил ребёнком оккупацию и встретил освобождение в сорок третьем.
Восемь десятилетий назад.
Всю жизнь вспоминает, как младшая сестра Люба плакала и просила в голодные послевоенные годы ниницы леба — пшеничного хлеба.
Хоть кусочек.
А позавчера, в день открытия фестиваля, у спорткомплекса Мариупольского госуниверситета нам рассказывали преподаватели вуза о том, как после страшных, холодных и голодных дней в подвалах с ними делились хлебом бойцы-освободители.
Своим пайком делились.
— Мы сначала не могли этим хлебом надышаться. Целовали его. Полили его слезами. А потом понесли раздавать — на весь подъезд.
Теперь свежий хлеб для мариупольцев пекут дома, привозят и из Бердянска, и из Волновахи.
Поля вдоль шоссе от Мариуполя до Урзуфа перепаханы, засеяны, многие уже и зеленеют. Похоже, озими.
Вот трактор движется по тёмной, тучной почве, и следом вьются благодарные чайки: пожива-то в борозде.
Вдалеке на фоне зелени белеет тонкий силуэт цапельки.
Зреет новый урожай на израненной, но уже свободной земле.
Теперь — свободной.
В день закрытия фестиваля со сцены Дворца культуры в Сартане участники хореографического коллектива передают со сцены в зал приветственный каравай: высокий, душистый и необыкновенно вкусный.
Отщипываем по крошке, чтобы хватило всем.
Мне потом расскажут, что танцоры, встретившие нас хлебом как самых дорогих гостей, неделю как вернулись из Москвы: участвовали во всероссийском конкурсе в Кремле, заняли первое место.
Греческие национальные костюмы для танцевальной сюиты, улыбки на смуглых лицах…
Почему меня это так трогает?
Соль
Даже вода из-под крана в пансионатах Урзуфа солоновата, хотя на песчаном берегу Азовского моря запах соли и йода совсем не такой, как у Чёрного моря на родном полуострове.
Здешние жители-греки — потомки переселенцев из Крыма.
То и дело рассказываю об этом: и на фестивале, представляя поэтические сборники, и на Первом Республиканском телеканале в Донецке, записывая эфир программы «Zа Донбасс» ко Дню Победы.
Путь понтийских греков в Приазовье, который завершился основанием Мариуполя и окрестных селений, начался от стен Свято-Георгиевского монастыря на мысе Феолент (от греческого корня Θεο, как в названиях Феодосии или княжества Феодоро).
Вот эти места выше, на снимке.
Возглавил переселенцев митрополит и настоятель монастыря, увозя с собой драгоценный резной образ святого Георгия, чудесно явленный на скале греческим морякам во время шторма (видите её в море, с крестом поверх?).
В Мариуполе святыню примет Харлампиевская церковь.
Икона переживёт и снос храма в двадцатые годы прошлого века, и Великую Отечественную, а потом бесследно затеряется в запасниках одного из украинских музеев…
Названия на карте здешних мест для крымчан практически родные: тут есть своя Ялта (к ней только что заасфальтировали дорогу) и свой Новый Свет.
Другие топонимы очень созвучны нашим.
Вместо Гурзуфа — Урзуф.
Не Ласпи, а Старая и Новая Ласпа.
Не Мангуп, а Мангуш.
Даты основания поселений — на три года, на пять лет раньше, чем на берегах Ахтиарской бухты был заложен Севастополь.
В день приезда участники фестиваля до вечера ловят солнце на морском берегу; гуляем и мы.
Сидит терпеливый рыбак с удочкой, один такой на пляжном песке.
— А вы кого ловите?
— Пеленгаса.
Минут пятнадцать обсуждаем тонкости приготовления вкусной рыбы, она и у нас водится. Прощаемся:
— Пойдём, чтобы не шуметь тут, пеленгаса не пугать.
Улыбается:
— Да он всё равно не клюёт!
Услышав мои восторги по поводу того, как грамотно, на загляденье во всех дворах Урзуфа обрезаны по весне виноградные лозы (крымчане поймут), дежурный на проходной пансионата, только завидев издали, сразу предлагает:
— Солнышко, может, чайку вам сделать?
Ко дню Георгия Победоносца заметно потеплеет.
Назавтра нам раздадут к торжественному закрытию фестиваля георгиевские ленточки, цвета пламени и порохового дыма.
В уличном кафе недалеко от остановки «Спарта» в Урзуфе — стопка дисков с песнями военных лет к 9 мая. Не для продажи: берите кто хочет.
И в Мариуполе прямо на строительных ограждениях — плакаты ко Дню Победы.
А в урзуфском парке возле дома культуры работают два молодых бойца в пиксельных куртках.
Говорят: мы не местные, из Бурятии.
Белят-обновляют бордюры мемориала, бережно протирают гранит: тут лежат те, кто отдал жизни за освобождение в сорок третьем.
В два ряда — плиты с именами погибших в Великую Отечественную односельчан. Целыми семьями, если читать фамилии, имена и отчества: отцы, сыновья, братья.
Соль земли.
Связь
О чём бы мы ни заговорили во время фестиваля, сплошь пересечения и параллели.
Пятиэтажные блочные дома — хоть и повреждённые, но с паспортами объектов от Минстроя и с новенькими вставленными окнами — точь-в-точь такие, как папин дом в Севастополе.
Только у нас блоки тесали из местного инкерманского известняка, поднимая после освобождения 79 лет назад город из руин, из щебня и крошки: уцелевшие крыши можно было пересчитать по пальцам одной руки.
Вот два одинаковых здания смотрят друг на друга через проспект, точно один увидел себя в другом как в зеркале: и я, закопчённый и израненный, буду восстановлен так же бережно, вплоть до декора стен, скоро обзаведусь новой кровлей — балки уже стоят.
Там, где вчера ветер нёс дорожную пыль вдоль новых бордюров, сегодня уже лежит асфальт.
А вокруг цветут каштаны, даже если свежие побеги — из обломанных стволов высотой меньше метра.
Следы разобранных строений — и рядом новая поликлиника.
Одними из первых обустроены общественные пространства, парки и скверы: туда, как и в зоопарк, выживший в прошлом году во многом благодаря помощи организаторов фестиваля, идут гулять семьями.
За новыми, только что заселёнными кварталами на выезде после блокпоста волонтёры из числа дончан темнеют лицом:
— Видите указатель «Агрофирма»? Здесь в ту, прошлую войну гитлеровцы евреев расстреливали. А эти… они же в аэропорту устроили застенки, пытали и убивали, вон туда дорога ведёт прямо напротив этого места.
На запись телеэфира Первого Республиканского телеканала — программа выйдет, когда мы уже разъедемся с фестиваля обратно по всей России — отправляемся в Донецк с Борисом Ивановичем Лукиным.
Его сын Иван погиб в Мариуполе прошлой весной: он был разведчиком-пулемётчиком 810 отдельной гвардейской бригады морской пехоты.
Нашей, севастопольской бригады, которая в Мариуполе потеряла и командира.
А теперь морпехами командует тот, кто удостоен звания Героя России за освобождение Волновахи.
С Борисом Ивановичем мы, как оказывается, знакомы ещё с 2015 года, когда в библиотеке на Шаболовке, где он работал, представляли один из первых сборников, посвящённых событиям минувшего десятилетия, «Слово о Новороссии».
О Новороссии я здесь и сейчас, на фестивале «Звёзды над Донбассом», читаю стихи на презентации антологий «Поэzия Русского лета» (выпущена RT) и «Великий блокпост» (собрана поэтом Анной Ревякиной). И звучит рассказ о том, как во время Крымской войны Малахов курган в Севастополе обороняли отлитые в Луганске пушки системы Гаскойна.
И на обложке поэтического сборника RT — портрет героя-морпеха с позывным «Струна». Из той же 810-й, освобождал Мариуполь, брал «Азовсталь».
Обнимаю поэтов-дончан — особенно тех, с кем не виделась уже давно — и новых знакомых. Слышу от тех, кого вижу впервые: я ваш давний читатель и поклонник. От волнения, что эти слова произносят самые известные писатели, земля плывёт под ногами.
Преподаватель университета, моя тёзка, которая вместе со своими студентами была на всех занятиях Школы писательского мастерства, на прощание приносит сувенир: магнит для холодильника с собственным рисунком. Плоды здешней земли, яркие и тёплые.
Сколько жизни в нём, сколько надежды!
Смерть уже не ходит здешними улицами и дворами.
Город разминирован, обезопасили Мариуполь.
Но раны — особенно те, что на сердце — врачевать ещё долго.
Потому намеренно не делаю фотографий всю неделю.
Рука не поднимается.
Смотрю из окна автобуса, как у обломков проходной «Азовстали» представители Москвы и Подмосковья устанавливают флаги к 9 мая. И почти сразу за поворотом дороги, уже в частном секторе, где на домах живого места нет, вижу над чьей-то крышей развевающееся алое полотнище — точную копию знамени Победы.
Оставляю накрепко в памяти рассказы друзей и новых знакомых о том, что они увидели здесь год назад. И о том, как разительно и бесповоротно изменилось многое.
Надеюсь, что бесповоротно.
Оттого, наверное, так сердечно нас принимают здесь, писателей и журналистов, музыкантов, деятелей театра и кино.
Слушают и в ответ делятся сокровенным.
А в новом, сияющем спортивно-культурном комплексе Мариупольского государственного университета, который открыли накануне нашего приезда, на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда» в команде студентов первыми выходят девушки с именами Мария и Афина.
Знаки и символы повсюду.
От песни на церемонии открытия фестиваля «Мы возвращаемся домой» до видеоролика о наборе в бригады строителей на экране поселкового минимаркета: «Мы дома».
Урзуф в день прощания дождлив с утра. Кормильцы в столовой говорят: плачет из-за вашего отъезда. И на столах — головокружительно пахнущая сирень.
У «Звёзд над Донбассом» тёплый свет.
Уникальный.
Фантастический.
Низкий поклон организаторам и волонтёрам за самоотверженность, их волю и силу, веру в нас.
Спасибо Президентскому фонду культурных инициатив за возможность провести фестиваль с таким размахом.
Участникам — новых встреч.
Победы нашим защитникам!
И мира — нам всем.
#ЗнД
#ПФКИ