Найти тему
История транспорта

Гимн рейсу 1131

Членам клуба любителей самолета Ил-18, к коим более сорока лет я отношу и себя, хорошо знакомо число 1131. Это номер пассажирского рейса 235-го ОАО маршрута Москва (Внуково) – Краснодар, в семидесятые – девяностые годы ХХ века, неизменно выполнявшегося на самолете Ил-18.

235-й правительственный авиаотряд начал выполнять регулярные рейсы по расписанию с пассажирами в декабре 1964 года. Делалось это в первую очередь для того, чтобы обеспечить экипажам отряда должный налет, так как члены Политбюро передвигались по стране и за рубеж довольно редко.

В свой первый полет рейс 1131/1132 235-го ОАО на самолете Ил-18 из Москвы в Краснодар отправился в 1973 году. Первоначально он вылетал из Внуково в 8:33 московского времени, прибывал в Краснодар в 10:58. В обратную дорогу отправлялся в 12:00, прибывал во Внуково в 14:30.

Поначалу время отправления рейса 1131 менялось. В 1975 – 1977 годах он вылетал из Внуково в 10:26, в 1978 году – в 12:00, в 1980 г – в 11:55, в 1982 году – в 17:35, в 1983 и в 1984 году снова в 11:55, в 1985 и 1986 гг. – в 11:50.

Ил-18Д СССР-75454  рейса 1131 на перроне аэропорта Краснодар, 1977 г. Источник: aviaforum.ru.
Ил-18Д СССР-75454 рейса 1131 на перроне аэропорта Краснодар, 1977 г. Источник: aviaforum.ru.

До 31 декабря 1986 года рейс 1131 выполнялся ежедневно, а с 1 января 1987 года частоту выполнения сократили до двух раз в неделю – по понедельникам и четвергам. С этого момента время выполнения его больше не менялось: вылет из Внуково в 11:05, прилет в Краснодар в 13:35, обратный вылет в 14:45, прилет в Москву в 17:15.

К 1985 году большинство пассажирских Ил-18 отстранили от эксплуатации, списали по выработке ресурса, заменив на более современные лайнеры Ту-154 и Як-42. После чего этот самолет стал очень редким гостем в аэропортах СССР. «Уцелевшие» единичные рейсы привлекли внимание любителей Ил-18 не только из Советского Союза, но и из-за рубежа. К тому времени в 235-м ОАО осталось три Ил-18Д: 75453, 75454 и 75464, все самолеты обеспечения правительственной связи. Спецоборудование располагалось во втором пассажирском салоне вдоль всего ряда иллюминаторов, отгороженное от пассажиров перегородкой, выкрашенной в цвет обивки салона. Вследствие чего часть пассажирских кресел отсутствовала.

Ил-18Д СССР-75453 в аэропорту Внуково, 1991 г. Спецсамолет выдают дополнительные антенны на верхней части фюзеляжа.
Ил-18Д СССР-75453 в аэропорту Внуково, 1991 г. Спецсамолет выдают дополнительные антенны на верхней части фюзеляжа.
Ил-18Д СССР-75454 в аэропорту Внуково, 21 июля 1991 г.
Ил-18Д СССР-75454 в аэропорту Внуково, 21 июля 1991 г.

Я несколько раз летал рейсом 1131. Причем, к моему глубокому сожалению, один раз, 18 февраля 1991 года, Ил-18 был заменен на Ту-134А-3 СССР-65919. Печали моей не было предела.

С развалом Советского Союза 235-й отряд переименовался в Государственную транспортную компанию «Россия», продолжил функционировать и выполнять полеты. Сохранился и рейс 1131, только теперь он получил префикс R4. В девяностые годы я дважды летал рейсом R4-1131: 1 ноября 1994 года на самолете RA-75453 и 5 июня 1995 года на RA-75454.

Ил-18Д RA-75453 в аэропорту Внуково, 21 мая 1994 г.
Ил-18Д RA-75453 в аэропорту Внуково, 21 мая 1994 г.

Последний раз Ил-18 совершил рейс R4-1131 в 1998 году, поставив своеобразный рекорд: 25 лет непрерывной работы на Ил-18.

Среди читателей этого канала присутствует командир экипажа самолета Ил-18 ГТК «Россия», который много лет выполнял этот культовый рейс. Быть может он захочет чем-то дополнить статью или поделиться своими воспоминаниями, связанными с пассажирскими рейсами из Москвы в Краснодар.

Предыдущая статья на тему: Пассажирские рейсы 235-го правительственного авиаотряда.

Спасибо за внимание.