Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Писатели-фронтовики и их судьбы. Константин Воробьев. «Убиты под Москвой»

Тема Великой Отечественной войны стала одной из самых популярных в советской литературе 1950–60-х годов. Будущие писатели встретили войну школьниками и студентами, некоторым тогда было всего 17 лет. Несмотря на это, они участвовали в сражениях, работали военными корреспондентами, попадали в плен и получали ранения. А потом рассказывали о своем боевом опыте в книгах. Читайте, как провели военные годы писатели-фронтовики и что вдохновило их на известные произведения.

Читайте также:

ПИСАТЕЛЬ КОНСТАНТИН ВОРОБЬЕВ. ФОТОГРАФИЯ: WIKIPEDIA.ORG
ПИСАТЕЛЬ КОНСТАНТИН ВОРОБЬЕВ. ФОТОГРАФИЯ: WIKIPEDIA.ORG

Накануне войны, в 1938 году, начинающего писателя Константина Воробьева призвали в Красную армию, а через два года направили в Московское пехотное училище им. Верховного Совета РСФСР, которое неофициально называли кремлевским. Эта служба считалась элитной и почетной. Когда началась война, полк курсантов отправили оборонять столицу. Многие из молодых бойцов погибли, а Воробьев был ранен и попал в плен к немцам. Он прошел Клинский, Ржевский, Смоленский, Каунасский, Саласпилсский и Шяуляйский концлагеря и только в 1943 году наконец сбежал и спрятался в доме лесника Яна Дзениса. Там Воробьев познакомился с будущей женой Верой Дзенис, а еще за 30 дней написал свою первую повесть «Это мы, Господи!» — произведение о времени, проведенном в плену. Затем он попал в партизанский отряд под Шяуляем, а после освобождения города возглавил Штаб противовоздушной обороны. Однако тогда бывших военнопленных считали предателями, поэтому Воробьев не мог напечатать повесть — ее опубликовали только через 40 лет. В 1947 году он демобилизовался, поселился в Вильнюсе и продолжил писать об обратной стороне войны.

КАДР ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА АЛЕКСАНДРА ИТЫГИЛОВА «ЭТО МЫ, ГОСПОДИ…» (1990)
КАДР ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА АЛЕКСАНДРА ИТЫГИЛОВА «ЭТО МЫ, ГОСПОДИ…» (1990)

В повести 1962 года «Убиты под Москвой» писатель рассказал, как он вместе с другими курсантами шел со стрелковым оружием и зажигательной смесью против немецких танков и автоматчиков и как многие его товарищи погибли в этом неравном бою. Произведение согласился напечатать только Александр Твардовский, который был тогда главным редактором журнала «Новый мир». Жена Константина Воробьева вспоминала: «Критика восприняла повесть как клевету на Красную армию. <…> …упрекала писателя «за настроение безысходности, бессмысленности жертв». И все же именно это произведение прославило Воробьева. А в 1980–90-х по повести сняли несколько фильмов.

Автор: Дарья Мартыненко