Разберёмся, можно ли качественно отполировать машину УШМ, дрелью или шуруповёртом? И какие подводные камни таит в себе такой очевидный лайфхак.
Одна из самых распространённых причин покупки УШМ с регулировкой оборотов - желание самостоятельно отполировать ЛКП своего автомобиля. На предложение продавца купить специализированную машинку для полировки, “бывалый” мастер обычно отвечает, что всё это - рекламные трюки, чтобы заставить его потратиться на два инструмента сразу. А сосед по гаражу у него вообще дрелью полирует и не знает горя…
Полировка болгаркой
Чтобы понять, зачем были придуманы специализированные полировальные машины, следует разобраться, что вообще из себя представляет процесс полировки.
Полировка - это механическое удаление тончайшего слоя лакокрасочного покрытия, а не (как думают многие) “заплавление” царапин. Профессиональные детейлеры так и говорят, что машинка “режет”. Для качественной работы нужны: во-первых - высокий крутящий момент, а во-вторых - невысокая скорость. УШМ работает ровно наоборот.
Зачастую роторные полировалки и болгарки одного и того же бренда, ради экономии, производитель выпускает в одинаковых корпусах. Это и сбивает покупателя с толку, так как основная разница кроется внутри.
Количество оборотов
Самое важное различие. Если рассматривать полировальные машины роторного типа, вместо которых и берут болгарки, количество оборотов в минуту у них начинается с 500-600 об/мин и практически никогда не превышает 5000 об/мин. У бюджетных моделей минимальная скорость начинается плюс/минус с тысячи и заканчивается примерно тремя.
У УШМ обороты только начинаются с 3000 об/мин и заканчиваются в районе 11 тысяч. На таких скоростях, какой полировальный круг ни возьми и какую пасту на него ни нанеси, лак без вариантов начнёт плавиться, как только вы усилите нажим.
Крутящий момент
Скорость вращения электродвигателя у двух похожих инструментов одинаковая и составляет около 30 тыс. об/мин. Вся разница в передаточном числе. У болгарки оно составляет примерно 1:3, что и даёт обороты в районе 10 тысяч. У полировалки шестерня устроена так, что число оборотов, подаваемых на шпиндель существенно ниже. А, как мы знаем, чем ниже количество оборотов, тем выше крутящий момент.
При полировке диск полностью прилегает к поверхности, что создаёт большое сопротивление. Шлифуя с помощью УШМ, мы касаемся поверхности углом диска. Поэтому болгарку на малых оборотах можно просто “задавить”, нажав посильнее.
Дополнительная рукоятка
У УШМ это просто прямая ручка, за которую нужно держаться сбоку (ну или сверху, если есть дополнительная резьба, но тогда ладонь располагается вертикально, что совсем неудобно при полировке). У полировальной машинки это D-образная скоба, держась за которую, полировать намного проще. К тому же, многие модели оснащаются “грибком” в районе редуктора - для дополнительного удобства регулировки.
Пуск инструмента
Полировальная машина всегда разгоняется плавно, постепенно выходя на полные обороты. Сделано это для того, чтобы нанесённая на диск полироль не разлетелась от центробежной силы. УШМ зачастую стартует резко, дёргаясь в руках и разбрызгивая пасту во все стороны.
Так можно или нет?
Если всё-таки хотите “убить двух зайцев” одним инструментом, выбирайте УШМ с набором дополнительных функций: плавным пуском, регулировкой скорости и константной электроникой (проще говоря, поддержанием оборотов под нагрузкой). Такой инструмент выйдет дороже раза в полтора. Но даже им и даже на минимальных оборотах сделать как профи не получится, так как грамотная полировка должна проходить в три этапа и начинаться примерно с 1000 об/мин.
Дрель или шуруповёрт
Если машинки роторного типа пытаются заменить болгарками, то дрель или “шурик” выбирают вместо машинок с пистолетной рукояткой (как на фото).
Такие полировалки встречаются реже угловых, но, тем не менее, востребованы. Причина - ими удобно полировать вертикальные поверхности (крылья, двери), тогда как угловые лучше справляются с горизонтальными (капот, крыша).
Способ с дрелью или шуруповёртом в целом безопаснее, чем полировка автомобиля УШМ. Но, во-первых - он менее удобен (особенно на горизонтальных поверхностях), а во-вторых - также не лишён целого ряда недостатков.
Общие недостатки дрели и шуруповёрта по сравнению со специализированной машинкой:
- При достаточной мощности инструменты просто длиннее полировалки, что создаёт неудобства при их позиционировании и удержании во время работы.
- Оба инструмента имеют патрон, который со временем начинает люфтить, создавая биение и вибрацию. К тому же, слабо закреплённый в патроне цилиндрический хвостовик оснастки при сопротивлении может прокручиваться. Полировальная машина не имеет патрона, её шпиндель сразу заканчивается шлифовальной “тарелкой”, что исключает биение и проворачивание.
- Как и в случае с УШМ, отсутствие плавного старта и регулировки оборотов не даст полноценного результата.
Минус полировки машины дрелью - отсутствие в её конструкции редуктора. Диск создаёт повышенное сопротивление, двигатель начинает перегреваться. Если 125-й круг средняя по мощности дрель еще худо-бедно потянет, то диаметр 150 или 180 мм может закончится сгоревшим мотором.
Аккумуляторный шуруповёрт, хоть и снабжён редуктором, работать будет на пределе возможностей, что также чревато выходом из строя. Батарея инструмента будет быстро садиться. Даже при наличии пары аккумов неизбежны частые перекуры в ожидании, пока они зарядятся. И, наконец, у шуруповёрта отсутствует фиксация кнопки пуска. Попробуйте давить на кнопку в течение получаса - боль в пальцах и запястье гарантирована.
Вывод
Если подводить какие-то итоги, то:
- Роторную угловую машину частично можно заменить УШМ с плавным пуском, регулировкой скорости и поддержанием оборотов под нагрузкой. Либо методом проб и ошибок набьёте руку и научитесь правильно ей работать, либо придёте к выводу, что неплохо бы иметь в арсенале и полировалку.
- Дрелью или шуруповёртом со специальной насадкой вполне достойно можно отполировать фары. По кузову лучше не применять - маловато мощности.
- В любом случае, начинать постигать азы полировки лучше на недорогом ЛКП отечественной автоклассики или бюджетных ретро-иномарок.
Конечно, опытные мастера детейлинга без проблем отполируют автомобиль хоть болгаркой, хоть дрелью, хоть “шуриком”. Только вот почему-то они этого не делают, отдавая предпочтение специализированным инструментам. Так может быть, правильным будет последовать примеру профессионалов?
Понравилась статья? Поставьте лайк и подпишитесь!
А если вы не согласны с автором, и на опыте полируете своё авто дрелью, “шуриком” или УШМ - делитесь в комментариях, как вам удаётся достигать результата, не поплавив ЛКП и не спалив инструмент.