6,9K подписчиков

Слово о друге

320 прочитали
…Недавно, перебирая свой архив, обнаружил письмо из родной деревни Кузеево, написанное карандашом на клочке бумаги.

…Недавно, перебирая свой архив, обнаружил письмо из родной деревни Кузеево, написанное карандашом на клочке бумаги. Буквы местами стерлись и за давностью лет стали неразличимы, так что порой о содержании приходилось только догадываться. И все же, несмотря на трудности в чтении, письмо оказалось интересным…

«Без разрешения районного руководства, украдкой, на трудодни раздали несколько фунтов зерна, вместо молока начали сдавать государству масло, питаемся в основном картошкой и сепарированным молоком. Из-за тяжелой жизни парни-фронтовики жениться не собираются. Военная одежда у них поизносилась, вместо казенных сапог в ход пошли лапти. Купить обнову нет денег. Более смышленые, как Зуфар-абый, Акрам-агай, Гали-абый, подались кто в лесники, кто в районный “Заготскот”. Там хоть и небольшие деньги, но платят. Единственный деревенский гармонист Махмут по вечерам редко выходит на улицу. С картофельной похлебки на музыку, говорит, не тянет…»

Такими новостями снабжал меня, в ту далекую пору ученика ремесленного училища, друг детства Рафаил. И несколько слов пишет о себе:

«…Председатель закрепил за мной пятнадцать телят-одногодков. До осени я их должен пасти. Думаю, и зимою за ними ухаживать буду сам. А как же, ведь все лето я с ними, и теперь они стали родными. Каждый теленок узнает меня по походке и по голосу. Я никогда не применял кнута, воспитывал ласковыми словами…»

Вот такие вести о сельской жизни. Когда я учился в городе, письма моего друга помогали мне быть в курсе всех деревенских событий. И сейчас, прочитав письмо, я вспомнил босоногое детство…

С Рафаилом мы подружились, едва я стал самостоятельно выходить на улицу. Почти до шести лет из-за отсутствия теплой одежды зимою сидели дома, слушали, как ветер воет на разные голоса в дымовой трубе, смотрели в окно на падавший снег и молились, чтобы быстрее пришла весна. Когда наступали теплые дни, мы с другом целыми днями играли на горке или в мелком березняке ловили бабочек, временами забывая даже об обеде. Летом барахтались в небольшом пруду в конце деревни. Однажды я чуть не утонул, но друг меня спас. Мы об этом долго никому не рассказывали: боялись, что больше нас не отпустят купаться, – а как же мальчишкам без воды? Иногда я болел, и тогда Рафаил часто меня посещал, приносил нехитрые самодельные игрушки, рассказывал уличные новости. Сам он, кажется, никогда не болел.

В первый класс нас приняли по росту – из моих одноклассников никто точно не знал, кто в каком году родился. Так и жили, не особо задумываясь.

В первый год учебы мы с Рафаилом сидели за одной партой. Потом нас посадили с девочками, и мы от стеснения не знали, как себя вести: иногда даже невпопад отвечали на уроке.

По учебе я своего друга обгонял и уже через полгода свободно читал детские книги; Рафаил же особого значения занятиям не придавал. Когда научился читать, выбирал книги только про природу. Сказками не увлекался, говорил, что все это выдумано, а вот леса, травы, цветы, животные – все настоящее. Природу он особенно любил.

В третьем классе нам повезло – нашим учителем стал Амир Дивеев. Из его рассказов мы узнали много интересного о птицах и зверях, о том, какие деревья и какими травами нужно лечиться при разных болезнях. Он знал наизусть много стихотворений Х. Такташа, Г. Тукая, М. Джалиля, М. Гафури, да и его стихи время от времени появлялись в школьной стенгазете. С началом войны он ушел на фронт добровольцем (вернулся со множеством орденов и медалей).

Следом за Амиром на фронт ушли и другие мужчины. Все больше обязанностей ложилось на детские плечи: мы, сами того не замечая, быстро повзрослели, и уже на второй год войны бригадир на колхозных работах спрашивал нас как со взрослых.

За мной и Рафаилом закрепили двух бычков: мы должны были научить их ходить под хомутом. До войны колхоз понятия не имел о деревянных хомутах для бычков: в качестве тягловой силы хватало лошадей. Но тут помог мастеровой дядя Дмитрий, бывший заводской слесарь. Как он оказался в деревне, сказать трудно, но он быстро стал здесь своим, а вскоре обзавелся и семьей. Он-то и смастерил из ольхи спаренные хомуты для бычков. На плуг четыре бычка, пара впереди, пара сзади; мы с другом погоняем, зорко следя, чтобы правые бычки шли по борозде. Плугарем был парнишка года на два старше нас или женщина. Как пришла пора сенокоса – косили сено (от запахов разнотравья даже голова кружилась), подвозили сено к стогам, скирдовали… В жатву на тех же бычках возили снопы на ток.

Занятия в школе начинались после завершения осенних полевых работ, но и после уроков мы помогали колхозу – чистили коровники, телятники, следили за скотиной… По-настоящему мы начали учиться только зимою. В школе было чуть теплее, чем на улице, – только-только чтобы чернила в непроливайке не замерзли.

Как-то зимним днем Рафаил случайно услышал разговор председателя колхоза с пожилой женщиной, тетей Марзией. У нее двое сыновей на войне, и по закону колхоз должен был обеспечивать семью фронтовиков дровами. Зашла она к председателю и говорит:

– Исхак, зайди в мой дом – там собачий холод. Подбросил бы немножко дровишек.

– С удовольствием бы, но сама видишь – никого свободных нет, одни немощные старики да школьники.

Запыхавшийся Рафаил прибежал ко мне и рассказал об услышанном разговоре. Недолго думая, прихватив с собой топоры, пошли на конный двор, не спросив разрешения, запрягли бычка в санки и поехали за дровами. Нарубили полный воз лозы (на рубку лозы запрета не было), привезли и свалили у дома тети Марзии.

А какое-то время спустя нам с Рафаилом пришло письмо с фронта, в котором сын Марзии благодарил нас за помощь его матери. От такой благодарности мы, казалось, даже выросли на целый вершок.

Время шло, мы взрослели. В последний год войны мы окончили седьмой класс (в школу ходили в соседнее село), и надо было думать о дальнейшей жизни. Иногда, отдыхая на сеновале, предавались мечтам о том, какая замечательная жизнь настанет, когда война кончится – ведь когда-то она кончится! Рафаил хотел стать лесником и повывести в округе браконьеров. А я все колебался – остаться в деревне или ехать в город, чтобы учиться дальше? Однажды Рафаил сказал:

– А что ты голову ломаешь? Ты всегда учился хорошо, вот и поезжай в город. А я останусь в родном доме. Ты потом будешь приезжать ко мне в гости.

Так мы и решили свою судьбу без вмешательства матерей, сами. А отцов у нас не было.

Началась подготовка к моему отъезду. Из кусков фанеры смастерили маленький чемоданчик, несколько раз ходили на убранные поля совхоза «БашЦИК» собирать уцелевшие колосья. Подсушив зерна, пропустили через ручную мельницу, и перед отъездом мать испекла мне лепешек в дорогу.

В ночь перед отъездом мы с Рафаилом долго говорили о счастливом будущем, которое нас непременно ждет. Но не знали, что многим мечтам не суждено было осуществиться, – и, конечно, не знали самого главного…

Утро выдалось пасмурное: под стать нашему настроению. Слегка моросил мелкий дождь. Мой путь лежал через районный центр Языково на станцию Благовар, а оттуда поездом до Уфы. Маму срочно вызвали на работу, а отпрашиваться у бригадира она постеснялась. Превозмогая волнение, сказала:

– Тебе уже четырнадцать лет – пора быть самостоятельным. Постарайся учиться хорошо.

И ушла на ферму, так ни разу не оглянувшись.

Я только видел, как вздрагивали ее худенькие плечи.

И вот мы с Рафаилом стоим на невысокой горке, глядя на нашу маленькую деревушку в два десятка дворов. В горле комок.

Постояли минут десять молча – все уже давно обговорили – и, по-мужски пожав друг другу руки, расстались. Я шагал навстречу неизвестности, Рафаил оставался дома…

К городской жизни я привыкал трудно, хотя нам, учащимся, по карточке отпускали по семьсот граммов хлеба, одевали и кормили бесплатно, – учись и радуйся! Рафаил писал все реже, потом совсем перестал. А в конце ноября 1946 года я получил коротенькое письмо от его брата Аксана с сообщением о болезни моего друга.

Я приехал к нему в декабре. Рафаил лежал на деревянной лежанке, прикрытый старым одеялом. Молча подал руку, смотрел на меня грустными глазами: говорить у него сил не было. Он, никогда не болевший, простыл, когда пас телят. Сначала понадеялся на богатырское здоровье, потом, когда болезнь подкосила, надо было бы ехать в Языково, в районную больницу, – да так и не собрались. А потом уже было поздно…

…Приходя на деревенское кладбище, я первым делом иду к небольшому холмику его могилы. По осени листья осыпают холмик золотом, зима одевает серебром, лето – зеленью. А на небольшой дощечке начертана еле заметная надпись: «Саитгалеев Рафаил».

Только имя – и больше ничего.

Автор: Ревмир ЧАНЫШЕВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!