Найти тему
История моды с Марьяной С.

Юные девы в чёрном

В каком платье юная девица XIX века, которой ещё только предстоит выйти замуж, должна была отправиться на бал? В белом! Или в светлом. Именно нежные тона считались наиболее подходящими, символизировали невинность и молодую прелесть в сочетании со скромностью.

И обычно так и бывало. Но мне вспоминается несколько примеров совсем иных... Конечно, тут речь пойдёт о беллетристике и кинематографе, у них свои цели, но, уверена, нечто подобное случалось и в действительности! Правда, с иллюстрациями проблема. Как ни чёрное нарядное платье, так дама - что и логично.

Портрет баронессы Майтеньи, Шарль Эдуард Бутибонн, 1862. Из коллекции Венгерской национальной галереи
Портрет баронессы Майтеньи, Шарль Эдуард Бутибонн, 1862. Из коллекции Венгерской национальной галереи

Итак, "Век невинности" ("Эпоха невинности"), роман Эдит Уортон, по которому был поставлен совершенно исключительный по красоте и точности бытовых деталей фильм. Действие происходит в Нью-Йорке, во второй половине 1870-х годов. Эллен Оленская разъехалась со своим мужем, польским графом, и вернулась из Европы. Это скандально и вызывает интерес, смешанный с хорошо приправленной ядом жалостью.

И вот Эллен решает не ехать после театра на бал, так как её синее бархатное платье, как она полагает, для этого недостаточно шикарно. Тоже повод для обсуждения, а заодно и повод вспомнить её "грехи молодости".

"Бедняжка Эллен, — сказала она и сочувственно добавила: — Мы должны помнить о том, какое эксцентричное воспитание она получила от Медоры Мэнсон. Чего можно ожидать от девушки, которая появилась на своем первом балу в черном платье?"

То есть в конце 1860-х юная Эллен для дебюта выбрала чёрный наряд. И в самом деле неоднозначный выбор. Но и героиня интересна, особенно на фоне остальных светских дам, потому-то герой в неё и влюбится...

Модные гравюры "La Mode Illustree", 1874. (сс) Wikimedia Commons
Модные гравюры "La Mode Illustree", 1874. (сс) Wikimedia Commons

А вот Теодор Драйзер в "Финансисте" наряжает на роскошный приём в чёрное сразу двух незамужних девиц: сестру главного героя Анну, которой около двадцати, и главную героиню, дерзкую и упрямую Эйлин, помладше.

Все остальные одеты как положено: "...Девушки в сиреневых, кремовых, розовых и серебристо-серых платьях..." Но не эти две!

Анна: "Одета она была с большим вкусом. Черное платье, усыпанное сверкающими блестками, очень шло к ней, несмотря на ее смуглую кожу, так же как и красная роза в волосах".

Но Эйлин затмевает всех, включая хозяйку дома: "...В головокружительном туалете из черного атласа, покрытого чешуей серебристо-красных блесток. Ее округлые, прекрасные руки и плечи были обнажены, корсаж на груди и на спине вырезан так низко, как только позволяло приличие. <...> Низкий треугольный вырез корсажа и черный с серебряными прожилками тюль, драпировавший платье, делали ее еще более эффектной. Бело-розовая, полная и словно точеная шея девушки оттенялась ожерельем из граненого черного янтаря. Прелесть ее здорового и нежного румянца подчеркивалась крохотной черной мушкой, прилепленной на щеке. Рыжевато-золотистые волосы были искусно взбиты надо лбом, сзади весь этот каскад золота, заплетенный в две толстые косы, был уложен в черную, спускавшуюся на шею сетку, слегка подведенные брови оттеняли необычный цвет ее волос".

Эйлин очень яркая - во всех смыслах, и чёрный только оттеняет этот блеск. Всё равно неоднозначный выбор для незамужней девицы. Правда, наряд не бальный, а вечерний, но тем не менее. Автор подчёркивает неординарность героини... но интересно, что при этом и для другой он тоже выбирает чёрный!

И, наконец, красный наряд:

Фильм "Иезавель", снятый в 1938, действие которого происходит в начале 1850-х. Главная героиня, Джулия, стремясь насолить жениху, надевает на бал не белое платье, а ярко-красное (да ещё и без рукавов - простим эту вольность, таких платьев тогда ещё не носили), и оказывается в роли "Scarlet woman". Жених взбешён и унижен, и в свою очередь унижает Джулию - та, осознав степень всеобщего возмущения, просит увезти её домой, а он отказывается и заставляет её танцевать... А когда она вернётся после разрыва помолвки через год, и Джулия покорно наденет белое платье и будет умолять её простить, будет поздно: он уже женат на другой... Бетт Дэвис в этой роли восхитительна!

Все эти образы, хотя и рассказывают нам о женщинах XIX века, были созданы уже в начале XX. Но показывают - авторы прекрасно понимали, что у юной девицы мало способов проявить себя в том мире, который ограничивал её со всех сторон. Однако можно выразить себя хотя бы через цвет платья!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!