В каком платье юная девица XIX века, которой ещё только предстоит выйти замуж, должна была отправиться на бал? В белом! Или в светлом. Именно нежные тона считались наиболее подходящими, символизировали невинность и молодую прелесть в сочетании со скромностью.
И обычно так и бывало. Но мне вспоминается несколько примеров совсем иных... Конечно, тут речь пойдёт о беллетристике и кинематографе, у них свои цели, но, уверена, нечто подобное случалось и в действительности! Правда, с иллюстрациями проблема. Как ни чёрное нарядное платье, так дама - что и логично.
Итак, "Век невинности" ("Эпоха невинности"), роман Эдит Уортон, по которому был поставлен совершенно исключительный по красоте и точности бытовых деталей фильм. Действие происходит в Нью-Йорке, во второй половине 1870-х годов. Эллен Оленская разъехалась со своим мужем, польским графом, и вернулась из Европы. Это скандально и вызывает интерес, смешанный с хорошо приправленной ядом жалостью.
И вот Эллен решает не ехать после театра на бал, так как её синее бархатное платье, как она полагает, для этого недостаточно шикарно. Тоже повод для обсуждения, а заодно и повод вспомнить её "грехи молодости".
"Бедняжка Эллен, — сказала она и сочувственно добавила: — Мы должны помнить о том, какое эксцентричное воспитание она получила от Медоры Мэнсон. Чего можно ожидать от девушки, которая появилась на своем первом балу в черном платье?"
То есть в конце 1860-х юная Эллен для дебюта выбрала чёрный наряд. И в самом деле неоднозначный выбор. Но и героиня интересна, особенно на фоне остальных светских дам, потому-то герой в неё и влюбится...
А вот Теодор Драйзер в "Финансисте" наряжает на роскошный приём в чёрное сразу двух незамужних девиц: сестру главного героя Анну, которой около двадцати, и главную героиню, дерзкую и упрямую Эйлин, помладше.
Все остальные одеты как положено: "...Девушки в сиреневых, кремовых, розовых и серебристо-серых платьях..." Но не эти две!
Анна: "Одета она была с большим вкусом. Черное платье, усыпанное сверкающими блестками, очень шло к ней, несмотря на ее смуглую кожу, так же как и красная роза в волосах".
Но Эйлин затмевает всех, включая хозяйку дома: "...В головокружительном туалете из черного атласа, покрытого чешуей серебристо-красных блесток. Ее округлые, прекрасные руки и плечи были обнажены, корсаж на груди и на спине вырезан так низко, как только позволяло приличие. <...> Низкий треугольный вырез корсажа и черный с серебряными прожилками тюль, драпировавший платье, делали ее еще более эффектной. Бело-розовая, полная и словно точеная шея девушки оттенялась ожерельем из граненого черного янтаря. Прелесть ее здорового и нежного румянца подчеркивалась крохотной черной мушкой, прилепленной на щеке. Рыжевато-золотистые волосы были искусно взбиты надо лбом, сзади весь этот каскад золота, заплетенный в две толстые косы, был уложен в черную, спускавшуюся на шею сетку, слегка подведенные брови оттеняли необычный цвет ее волос".
Эйлин очень яркая - во всех смыслах, и чёрный только оттеняет этот блеск. Всё равно неоднозначный выбор для незамужней девицы. Правда, наряд не бальный, а вечерний, но тем не менее. Автор подчёркивает неординарность героини... но интересно, что при этом и для другой он тоже выбирает чёрный!
И, наконец, красный наряд:
Фильм "Иезавель", снятый в 1938, действие которого происходит в начале 1850-х. Главная героиня, Джулия, стремясь насолить жениху, надевает на бал не белое платье, а ярко-красное (да ещё и без рукавов - простим эту вольность, таких платьев тогда ещё не носили), и оказывается в роли "Scarlet woman". Жених взбешён и унижен, и в свою очередь унижает Джулию - та, осознав степень всеобщего возмущения, просит увезти её домой, а он отказывается и заставляет её танцевать... А когда она вернётся после разрыва помолвки через год, и Джулия покорно наденет белое платье и будет умолять её простить, будет поздно: он уже женат на другой... Бетт Дэвис в этой роли восхитительна!
Все эти образы, хотя и рассказывают нам о женщинах XIX века, были созданы уже в начале XX. Но показывают - авторы прекрасно понимали, что у юной девицы мало способов проявить себя в том мире, который ограничивал её со всех сторон. Однако можно выразить себя хотя бы через цвет платья!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!