За время работы в автобазе технологического транспорта автору выпала честь поработать на трёх новых машинах марки БелАЗ.
Две из них лично собирал и зимником пригонял в автобазу, об этих машинах и пойдёт сегодня речь.
В 80 годах прошлого века, машины попадали в автобазу, тремя способами. Самым распространённым был способ доставки по железной дороге до города Усть-Кут, там машины собирали, и своим ходом в Якутию.
Второй способ.
Летом вовремя навигации, машины приходили на баржах в город Ленск, а дальше своим ходом до автобазы.
Третий самый простой, на заводе получали машины, в основном это были МАЗ, КАМАЗ, УРАЛ, автобусы. Их с материка своим ходом перегоняли в Якутию. Но только зимой, летом дороги от Усть-Кут до города Мирный, не было.
Дорогу отпускникам, было такое правило на крайнем Севере дорога в отпуск и с отпуска оплачивалась. Из Удачного до Ленска, на самолёте, затем до Усть-Кута на барже, и только потом на поезде. Такой был расклад.
Машины в разобранном виде стоят на платформе. Приезжает группа водителей, и начинается сборка машин. Собирают бригадным подрядом, ни кто не знает на какой машине ему придётся выходить на зимник.
Сделано это для того, чтобы каждый водитель не допускал брак в своей работе. За качеством сборки следили все, ни кому не хотелось получить ни качественно собранную машину. Ставили кузов на раму, не забывая закрепить подъёмники. Привязывали к раме колёса, колёса находились в кузове, набитые воздухом, что в автобазе категорически запрещалось.
Собранная машина передавалась автоэлектрику, тот устанавливал электрооборудование, фары, задние и передние фонари, моторчик на печку кабины. Бригада переходила на следующую машину.
Все машины собраны, сразу после жребия каждый водитель получает машину на которой он будет следовать по зимнику. Здесь не факт что он на ней будет работать. Этот вопрос решался непосредственно в автобазе. Бывали случаи, что машина уже на зимнике показывала водителю свой характер, высвечивая свои заводские недостатки. Вот такую машину спихивали экипажу который не соизволил отправить своего представителя в командировку, спокойно работали и ждали когда подадут им новую машину на блюдечке с золотой каёмочкой.
Если сборка машин производилась всем коллективом, то после жребия каждый имел свою единицу и отвечал именно за неё.
Подходит водитель к указанной машине, и теперь смотрит на неё совсем другими глазами. Им вместе предстоит 1500 километров по зимнику до города Мирный. Машина стоит вся засыпанная снегом, в кабине снега нет, но холодно. Первым делом проверяются все заправочные ёмкости. Тосол заливали бригадой, где он подкапывал, устраняли сразу, разводы подтекающего тосола хорошо были видны на белом снегу, он был красного цвета. Холодное масло в дизеле, плюс к нему холодный накалённый на морозе антифриз. А может быть, это был антифриз. Как ни назови, это была незамерзающая охлаждающая жидкость. От первого в холодную погоду запуска дизеля, во многом зависела его дальнейшая работа. Густое масло в поддоне дизеля могло нарушить работу газораспределительного механизма. Изогнутые штанги толкателей. Дизель работать будет, но очень плохо.
При запуске холодного дизеля, большая нагрузка приходится на аккумуляторы и стартер. На автомобиле БелАЗ в то время стояло четыре аккумулятора, в специальном ящике с боку машины. Чтобы облегчить эти процедуры, автор решил подогреть поддон дизеля за счёт простого костра. Благо высота машины позволяла это сделать. Отсоединив провод, который шёл к поддону дизеля, насобирав на базе дров, там их было полно, добыть их, большого труда не составило. Парни пытались греть, при помощи ветоши и дизтоплива смешанного в обыкновенном ведре. Такая конструкция давала очень мало тепла, но много копоти. Автор знал, что сухие дрова, это тепло, и мало копоти. Были желающие запустить машину сразу без подогрева, в итоге у них ничего не вышло. Холодный дизель, плюс подсаженные аккумуляторы, дизель оживать не хотел.
Автор и ещё несколько водителей сидели под своими машинами и подлаживали сухие дрова в небольшой костёр.
Появилась свежая краска на правом крыле моего друга. Оно кажется мелочь, а неприятно. Спасибо, за внимание! Берегите себя, и своих близких!