Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет в известном труде по эстетике «Дегуманизация искусства» писал о том, что в конце 19 века художники стали отклоняться от поисков сходства с натурой и решились пойти против неё. Художники умышленно деформировали знакомые зрителю объекты. Теперь зритель не мог получать удовольствие от узнавания изображённых вещей. Оторваться от реальности значительно сложнее, чем следовать ей, поэтому художник испытывал эстетическую радость каждый раз, когда удавалось преодолеть натуру, и предъявлял далёкое от реализма изображение, как доказательство своего триумфа, своей победы над «змеем реального видения». В этом, несомненно, был ещё и вызов против капитализма с его культом вещей.
Одним из первых новаторских течений, открывших дорогу авангарду, стал фовизм (от французского fauve – дикий). Началом этого направления в живописи принято считать разговор Дерена и Вламинка о Ван Гоге. Возникнув на рубеже веков, фовизм заявил о себе на парижском Осеннем Салоне 1905 года, где были представлены полотна Анри Матисса, Андре Дерена, Жоржа Руо, Мориса де Вламинка, Шарля Мангена, Жана Пюи, Кеса ван Донгена, АльбераМарке. Даже привычная ко всему парижская публика была сильно удивлена. Новая, ни на что не похожая живопись была наполнена, а, точнее, переполнена небывалой внутренней энергией, которая выражалась в предельной яркости и напряжении цвета. Такого напряжения художники добивались, сопоставляя выверенные по площади пятна локальных цветов, иногда усиливая их чёрным контуром. Но энергия цвета в фовизме – это энергия радости, счастья, наслаждения. Художники призывали любоваться не натурой, а самой живописью. Ничего не должно было отвлекать от созерцания цвета. Композиции картин предельно просты, рисунок полностью подчинён живописи. Несмотря на кажущуюся новизну, здесь нет произвола. Живопись фовистов опирается на формальные традиции предшествующих эпох.
Андре Дерен написал в письме к Морису Вламинку в 1901 году «Я уверен, что реалистический период живописи кончился. Собственно говоря, живопись только начинается».
Фовизм просуществовал недолго, но именно он определил путь развития живописи, вызвав к жизни множество различных течений.
Понравилась статья?
Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨