Сергей Самойлов — один из молодых путешественников современной России. Родился в городе Ревда, на Урале. Десять лет назад остался в Москве на временный отдых между путешествиями и так и живёт там до сих пор. Среди прочих стран и мест Сергей любит Север. В его активе путешествия по реке Пясина и Карскому морю из Норильска в Диксон. Сплав от Усть-Авама до озера Таймыр и дальше до мыса Челюскина. И путешествие по Кольскому полуострову от истоков реки Поной до Белого моря. В планах у Сергея в ближайшие годы пройти реку Оленёк и таким образом попасть в Тикси своим ходом.
Сплав по Поною
Поход по Поною был совершен в июле 2020 года. В самый разгар пандемии, тяжелое было время. Маршрут стартовал в столице Хибин в городе Кировск, а финишировал аж в Архангельске.
Сергей в тот поход отправился со своей подругой Машей. Из Кировска до истоков Поноя они шли пешком около недели 100 км по старым дорогам. В этих местах во времена Сталина много и активно строили. Строили в том числе и железную дорогу, как и в районе Норильска, например. Трафик по старой автомобильной дороге крайне низкий. Туристы там почти не ездят, только местные. Проедет одна машина в сутки, и тишина… Дорога ведёт в северные Кейвы.
У Сергея на старте рюкзак весил 32 кг, у Маши 24 кг. Лодка у ребят была «Налим 375», условно четырёхместная — для двух взрослых и двух детей. Весит этот «Налим» около 10 кг. Еды с собой взяли на 10 дней, так как по пути должны были быть деревни Краснощелье и Каневка, где можно было пополнить запас продуктов.
От начала сплава и до Краснощелья шли по реке дня 3. Река не медленная, течёт быстро, радует перекатами. В Краснощелье докупили продукты и пошли дальше вниз по течению. До Каневки ещё целых 200 км. И где-то посередине есть заброшенное село на болотах, в котором жили коми-ижемцы, потомки коми-зырян, некогда переселившихся с Прикамья на берега Печоры, а в XIX веке (1886−1887 года) перебравшихся на Кольский полуостров. Село долгое время было заброшено, но сейчас местные рыбаки снова осваивают эти места. Восстанавливают домики, устраивают себе базы для рыбалки. Приезжают сюда, как в командировку.
Лето 2020 года было аномально тёплым. И несмотря на то, что Поной протекает в Заполярье, он в то лето был тёплый, как молоко. Можно было бы купаться, да только мошка мешала. От мошки спасались москитной сеткой и перчатками.
Каневка — это своеобразный конец легальной части речки для сплава. Дальше идёт заказник. Пропуск в этот заказник очень сложно получить. Если завершать сплав в Каневке, то просто так отсюда не выбраться — вся цивилизация очень далеко, да и дорог нет. Только вертолёты летают, и всё. Но ребята тайно миновали первый кордон и дошли до второго. При этом на берегах Поноя, на той части, которая расположена в заказнике, стоят камеры на солнечных батареях. Ребята думали, что их сразу же обнаружили, но потом узнали, что камеры не связаны с центром, и отсмотреть «плёнку» работники заказника могут только через несколько дней, а то и недель.
В устье реки Пурнач расположена главная усадьба заказника. Мимо штаб-квартиры пройти незаметно уже не получилось, и когда их поймали, они договорились, что уйдут вверх по Пурначу и перейдут в соседнюю долину реки Сосновка. Таким образом они должны были покинуть заказник. Заодно ребятам выписали штраф — каждому по 2000 рублей. Его потом автоматически сняли с банковских карт.
Волок на Сосновку и Белое море
Волок на Сосновку был интересный, пришлось идти по болотам и трясинам. Он занял 4 дня, хотя идти было всего 30 км. Но по болотам быстро не пройдёшь. Лодку сначала волокли на верёвке, потом решили упаковать её в рюкзак. Тяжелый переход выдался.
Река Сосновка в верховьях была мелковатая, часто приходилось перетаскивать лодку через мели. В середине течения хватило воды, чтобы пройти на лодке. А в низовьях река так разлилась вширь, что даже в самых глубоких местах воды оставалось на 10 см. Пришлось снова упаковать лодку в рюкзак и к Белому морю выходить пешком вдоль реки.
В устье реки Сосновка стоит одноимённое село на берегу Белого моря. Продукты, купленные в Каневке, закончились аккурат в день выхода в Сосновку. И хотя на вид в Сосновке домов много стоит, но среди них мало жилых, и по факту она в большем упадке, чем Каневка или Краснощелье. Когда ребята пришли в магазин, выяснилось, что он закрылся несколько дней назад за нерентабельностью.
Глава Сосновки разрешил Сергею и Маше взять с полок в магазине то, что осталось после закрытия. Там валялись в беспорядке пачки с гречкой, масло и кое-какие консервы. С одним местным продвинутым мужиком договорились, что с вертолётом он отправит их лодку в Ловозеро, а ребята потом её оттуда заберут.
Дальше наши герои решили идти пешком вдоль Тёрского берега в сторону Чаваньги и Умбы. Вдоль побережья прошли 3 дня. Дошли до Бабьей Губы — границы двух районов. В следующем районе уже можно было рыбачить и вдоль берега были раскиданы рыбачьи «тони». Между «тонями» частенько ходят рыбацкие лодки, которые теоретически, при наличии места, могли бы подвезти и ребят.
Но идти дальше ребятам не пришлось. Прямо в Бабьей губе они встретили рыбаков на большом катере, которые предложили ребятам выехать вместе с ними в Архангельск. До Архангельска на катере ехать всего 4 часа. Правда, отправления пришлось ждать 4 дня, но ребята в это время помогали рыбакам и изучали окрестности.
Так, вместо Чаваньги путешественники оказались в Архангельске. Через неделю они вернулись на Кольский и забрали лодку из Ловозера.
В заключение
Весь бюджет поездки, по сути, состоял из трат на еду. Плюс ещё на ЖД билеты потратились, чтобы вернуться из Архангельска к друзьям в Кировск.
Сплав по северным краям — это особое удовольствие. Тишина, дикая природа, лес и горы — вот секрет перезагрузки. Как хорошо вернуться из долгого похода домой и наслаждаться горячей водой в душе, возможностью постирать вещи в стиральной машине, питаться разнообразной едой. А потом долгими зимними вечерами вспоминать летние приключения.
***
Автор: Константин Каськаев, специально для GoArctic