Наверное последние тексты, вернее некоторые из них стали достаточно скучные, но мне хочется всё же поделится, тем, что я понял сам.
Когда в стране происходит, что-то не то, то ты должен, а вернее обязан использовать все резервы, чтобы страна тебя не погребла.
Вот живут люди, ходят, радуются жизни, они радовались и до пандемии и до СВО и порой кажется, что ничему их жизнь не учит. Они всё так-же беззаботны, как и прежде.
В 2013 году, когда присоединили Крым, уже тогда я понял, что ничего хорошего нас не ждёт и это только вопрос времени, потому, что уже тогда доллар скаканул так, что мало не показалось ни кому. Хорошо у меня не было сбережений на тот момент от слова вообще и я не переживал, ну подумаешь в 2 раза все накопления обесценились, чего переживать если этих накоплений нет, а единственное жильё застряло в долгострое. А мы живём на найме с женой и ребёнком (тогда ещё была семья).
Но, хоть переживать и не стал, стал, думать, что надо, надо бы как то успевать. Потому, что следующий удар можно и не пережить. Стал откладывать денежку понемногу.
В 2015 когда достроилось всё же жильё, причём при явном моём участии, у меня скопилась значительная для того времени и для меня сумма, я ещё слегка подзанял и купил вторую квартиру в том-же доме. Ремонты я делал на кредитные карты + достаточно скромный заработок, да и тогда ремонт стоил не сильно дорого, как сейчас помню в однушке мне ремонт обошёлся в 400 т.р. примерно, в двушке около 600 т.р. Причём всё это растянулось на год, что позволило вписаться в этот бюджет, повторю я тогда зарабатывал не очень много. Около 70-120 т.р. в месяц в зависимости от наличия заказов.
Второй момент который меня напрягал, это само наличие заказов, т.е. вот сегодня есть работа по видеосъёмке и монтажу, а завтра, что-нибудь случилось и её вдруг этой работы не стало и не стало заказов и есть риск остаться голым самому и оставить семью без еды. Образно говоря.
Такси.
Поэтому в 2016 я решил освоить такси. Причём получилось всё настолько случайно и спонтанно, что я вообще не думал, что так будет. Я просто захотел новую машину за место раздолбанной мазды миллении. И подумал, что если не будет заказов по видеосъёмке я буду таксовать и прокормить своих точно смогу. Первоначальный взнос я взял с кредитной карты, Альфа-Банк у меня тогда был и карт было даже 2 с лимитом в 150 и 500 т.р. Альфа-Банк на тот момент я очень любил и он меня тоже. Более того там была система, что 50-100 т.р. можно было снять без процентов на грейс период (3 месяца). Поэтому я снял 100 т.р., 50 т.р. доплатил своих и пошёл в автосалон и оформил первую рио, как сейчас помню синего цвета и я на тот момент даже не умел ездить на леворульках, т.к. моя милка была праворульная. И прежде чем сесть за руль новенькой рио, я зарегистрировался в пришедшем тогда первом каршеринге и рассекал на солярисе, привыкая, что выходишь ты теперь на проезжую часть, а не на тротуар.
Помню как я радовался новой блестящей машине, да и платёж за неё был 20 т.р., сейчас бы с таким платежом я бы взял 5 точно не думая, ну даже просто, чтобы стояли. Естественно этих цен и условий уже давно нет.
Вначале я таксовал без лицензии, по какому-то допотопному приложению, уже не помню, как оно называется, но за пол дня заработал всего 1200р, с учётом адской комиссии в 30-35%, из них рублей 500-600р ушло на бензин и я понял, что ну это дно. И пошёл оформить лицензию в одну из множество контор, которые тогда их делали на свои ООО. Лицензию мне делали месяц, месяц я просто катался по другим делам.
Когда лицензия была готова, я довольный установил убер, съездил как тогда помню, на Вятскую, прошёл не сложный тест и стал водителем убер.
Первые день я был просто в ударе, заказы сыпались как из ведра, я заработал 8000р, я думал, что вот она победа, съёмки есть нет, а тут 8000р у тебя в кармане. Но был нюанс, проработал я 17 часов и на последнем заказе просто засыпал. Естественно на следующий день я не смог выйти на смену, т.к. спал ну часов до 12 дня точно.
Было ещё пару дней, когда я пробовал перебороть себя, но доход был меньше, около 5000р. Как видеооператор я тогда зарабатывал 2000р в час, а минималка была 8000р, это 4 часа работы. И для меня 5000р за 10-12 часов работы показалось очень мало.
Не долго думая, я дал объявление на авито о сдаче машины в аренду. И нашёл своего первого водителя, его звали Вугар. Жил он там-же где и я в северном Бутово, можно сказать на соседней улице. Аренда тогда была большая 1700р в сутки и 12 дней аренды закрывали кредит за машину полностью. А остальное можно было тратить или копить.
Вугар знал тонкости такси, и таксовал в основном по гетт, там рио тогда проходила в комфорт класс и заказы были жирнее, он на 1-2 заказе отбивал аренду, а остальное зарабатывал. Я эти нюансы не знал и в гетт экзамен не сдавал, поэтому не мог столько зарабатывать.
После 2 недель работы я понял, что это "золотое дно" и взял ещё один кредит на вторую машину по той же схеме, вначале снял деньги с кредитки, внёс в первоначалку, там слегка добавил и у меня уже второе беленькое рио. Дальше по накатанной, лицензия в той же конторе и поиск водителя.
Первый водитель был не таксист и через неделю перестал платить вовремя, он работал где-то на стройке, на камазе, а машина нужна была для семьи. Я терпел помню недели 3 эти просрочки, а потом забрал машину, причём одно колесо оказалось проколотым. Залога на покрытие долга и ремонт колеса не хватило. Второй водитель бы молодым парнем с татуировкой на руке, это меня не смутило, а зря, потому, что потаксовав неделю, причём ещё и по моему аккаунту убера (деньги приходили на счёт мне), машину он угнал, уехал на ней в Ижевск, где несколько дней пил и гулеванил, а потом начал ездить по местным авторынкам. Это по сути третий водитель в моей жизни, который уже пытался лишить меня машины, за которую ещё платить и платить кредит.
Заявление в полицию по факту угона, хотя у нас был договор, я не стал это уточнять. Мне важно было, чтобы машину могли остановить и забрать. С водителем я списывался делая вид, что ничего не подозреваю (хотя по маяку всё видел), водитель нагло врал, что таксует в Москве, а убер отключил, т.к. ему нужен нал на еду и аренду жилья. Я понимал, что если я спалюсь, машину тут же разберут в соседнем огороде. Т.к. полиция ничего не делала, вообще ничего я позвонил в управление в Ижевске и объяснил ситуацию и слёзно попросил помочь. И вот спустя 5 часов мне звонок из управления, Вашу машину остановили, водителя отстранили, куда ставить и готов ли я оплатить эвакуатор? Естественно я был готов. Машину поставили возле здания полиции, а я уже покупал билет на самолёт до Ижевска.
Забрав машину уже ночь, на скользкой дороге я на нервах на выезде из полицейского участка врезался в сугроб и коцнул передний бампер, там в Ижевске дороги вообще не посыпают. Но т.к. вариантов других не было, я поехал и ехал всю ночь и весь следующий день. Брать гостиницу для отдыха я не стал. Т.к. машину с розыска ещё не сняли, я боялся, что меня остановят, хоть я и собственник.
Вернувшись домой я съездил на ней по делам, но т.к. нервы ещё не успели прийти в порядок коцнул ещё две левых двери. Это конечно сложно передать, но когда у тебя уводят авто, это не влияет положительно на психику, тем более когда, ты чем то начал заниматься.
Подключение водителей к агрегаторам такси.
Параллельно я открыл ИП, чтобы начать это не сложное дело, т.к. те ребята которые делали мне лицензию, они же и подключали водителей за огромный процент, мне понравилась идея, что можно брать процент и платить там, какие-то налоги и быть помощником тех водителей, для которых ИП это не позволительная роскошь. Не долго думая я подключил Вугара, и начал искать других, искал я по разному и даже была у меня об этом статья, но самым действенным оказался тематический форум водителей, где я скромно разместил свою рекламу указав лучшие на тот момент условия.
И люди потихоньку потянулись, я отправлял одного водителя за другим, на Вятскую, объясняя им как стать моим "партнёром", тогда это так называлось.
Комиссия по уберу тогда у меня составляла 4% от дохода(безнала), у всех было 5-7, у меня 4 и естественно люди шли туда где выгоднее. Причём как оказалось позже, другие парки считали комиссию со всех заказов (нал+безнал), я считал только с безнала, таким образом за заказы за нал они платили только агрегатору.
Очень быстро я подключил порядка 50 человек и улетел отдыхать в Индию на Гоа, думая, что жизнь удалась, две машины в аренде и около 50 водителей, которые несут денежку. Но не тут то было, на второй же день мне написал Вугар и сказал, что попал в ДТП, выслав фото. Хорошо ДТП было мелким и он продолжил таксовать. На второй машине ездил башкир, которого я переманил к себе от другого арендодателя, как оказалось позже зря, потому, что он очень мало работал, еле тянул аренду и ещё и иногда пил, но заранее же это не узнаешь.
Весной 2017 года я открыл "таксопарк" по яндекс.такси, это оказалось совсем не сложно и стал подключать водителей ещё и туда. По началу я думал, что всё идеально, вот водители, вот я как посредник, вот банк, через который я перевожу средства, оплатив 15% с доходов.
Но не тут то было, т.к. переводы я делал не как юр. лицо, а с карты на карту, банк через какое то время заблокировал мне счёт. Почему не делал от юр. лица? Да потому, что на тот момент не было нормальной агентской схемы, и при оплате с юр. лица я должен был бы заплатить ещё и все отчисления, как будто я являюсь работодателем водителя, а работодателем я фактически не являлся. Но юристы ещё не пробили на тот момент в налоговых мощную базу для того, чтобы законно работать агент и я по сути был агентом самого себя, исправно платил налоги, но деньги отправлял как дар.
Мой любимый альфа-банк мне заблокировал счёт с 390 т.р. водителей, это уже было осенью. Я помню до сих пор как мне звонили всякие дагестанцы и чечены и угрожали, что если я им не выплачу, то они приедут, на что, я предлагал приехать к пункту полиции в том районе Москвы где я тогда жил.
Сутки мне хватило, чтобы открыть ещё 2 расчётных счёта в двух других банков. В пятницу я отправил деньги с Альфы на один из этих счетов, альфа удержала комиссию 10% от оплаченных денег. Во вторник только деньги пришли и к вечеру я смог их вытащить со счёта. Задержка составила 5 дней, т.к. за год работы у меня никогда не было не одного косяка с оплатой, водители негодовали, мол как-так. Но всё прошло гладко и без задоринки, все получили своё а не достающие 10% я покрыл со своих средств никого не обделив.
К тому моменту у меня уже не было семьи я снимал комнату в бутово, в аренде была только одна машина, вторую, которую угоняли я подарил тогда ещё не бывшей жене, оплатив полностью за неё кредит.
Через неделю я подал иск в Альфа-банку в Арбитражный суд города Москвы, по поводу того, что они удержали с меня 10%, да сумма была не большая 39 т.р., но мне было принципиально вытащить с них эти деньги, потому, что налоги я платил и единственный косяк был в не использовании агентской схемы которой тогда ещё не было. К слову позже сам же альфа Банк и открыл возможность за скромную комиссию пользоваться транзитным счётом, т.е. то, за что, он меня наказал, он ввёл это в действие имея приличный штат юристов.
Подключение водителей продержалось ещё года 1,5. Вначале мне заблокировали парки по уберу, примерно через пол года, т.к. убер начали катать заливальщики, причём по их же жалобе. Т.е. косячили они, а наказали меня. Но тоже вроде писал про это. Потом, ещё через год, когда я улетал к себе, таксопарк по яндексу мне запорол один из водителей, которого я оставил как главного по подключению. Он понаподключал "отменяльщиков"(это которые ждут вкусный заказ с аэропорта), яндекс такое не любит и я лишился остатков доходов за подключение. Через месяц я снял блок по Яндексу долгой перепиской со службой поддержки, но водители уже разбежались, месяц никто ждать не будет, пока ты решаешь свои проблемы.
Но, что самое главное я успел частью дохода закрывать дыры в рассрочках за недвижку но об этом позже.
Крипта
Параллельно с такси и подключением я случайно накнулся на статью в интернете, о майнинге, что мол видео карта может приносить деньги, точнее новости тогда были об этом. Я знал, что есть такой биткоин, но не придавал этому хоть какого либо значения, но вопрос того, что "камни могут платить", мне очень заинтересовал. Я подключил ноутбук скачал найсхэш, нажал одну кнопку майнить, это собственно вся настройка которая требовалась. И ноут начал там, что-то делать перегреваясь и показал доходность около 25р в сутки, хотя уже тогда он был допотопным.
Не долго думая я купил в свой стационарник одну видюху, и увидел, как 50-70р в сутки мне приходят в виде неких неопознанных BTC. Спустя неделю я взял ещё одну, а потом ещё одну и так до тех пор пока у меня не закончились дырки в материнке, куда их физически можно подключать.
В итоге один слабый комп 2009 года, мне полностью окупал арендной жильё.
Пока машина с Вугаром ездила, а водители приносили свою копеечку за подключение, я скупал видюхи сколько хватало денег. Но деньги быстро закончились.
Так совпало, что осенью 2017 года у меня съехали арендаторы, и я решил переехать со съёмного жилья туда, заодно захватив с собой первую "ферму", хотя так называть её было очень тяжело (допотопное железо, всё кроме видюх). Потом так совпало, что на сбер мне пришло предложение взять 1,4 млн в кредит наличными, "прямо сейчас" и я взял. Начав собирать фермы одна за другой, с крутыми материнками на 13-19 карт, правда больше 13 мне не удалось запустить, но мне этого хватало.
Фермы фигачили и приносили доход порядка 150 т.р. в месяц, машина приносила порядка 45 в месяц, две квартиры в которых я успел сделать ремонт приносили ещё порядка 50 т.р. в месяц и водители приносили ещё порядка 70-100 т.р. в месяц, это которые на подключении. Я думал, что попал в рай и в сказку. Так бывает, когда всё везде сходится. Но, что то пошло не так.
Вугар бросил машину и уехал к себе в Азербайджан, Альфа-банк как раз тогда заблокировал счёт и начались суды и это хоть и не сильно но ударило по мне. А крипта, через 3-4 месяца начала сдуваться адскими темпами, я заскочил почти в самом конце.
Но пока всё было шоколадно, вторую машину я успел отправить матери в подарок, т.к. думал, что арендой машин в такси больше не буду никогда заниматься. Потому, что зачем аренда машин, когда есть крипта и есть подключенные водители и ещё и чуток недвижки.
Недвижимость
К тому момент мне надо было, как-то развиваться и я решил, что к двум квартирам неплохо было бы иметь ещё две, а т.к. доход мне позволял, я оформил две рассрочки на две студии. С платежом порядка 150 т.р. в месяц.
Т.е. фишка была в чём, студии строятся, водители ездят, вентиляторы крутятся и всё это как-то работает и обеспечивает само себя, а я скромно снял однушку рядом с новостройкой, где у меня было строящееся жильё, чтобы иногда ходить и смотреть на кран.
И всё бы как я писал было ничего, но вначале сдулась крипта, а потом по уберу мне запороли таксопарк в Москве и в Питере, питерских я тоже подключал и кстати Питерские и запороли. Контролировать заливы в другом городе вообще не реально.
В общем, денег на оплату за рассрочку по квартирам мне стало не хватать.
К слову я забыл упомянуть я тогда уже ездил на новенькой оптиме с панорамной крышей тоже взятой в кредит. Платёж был 37 т.р. в месяц и он не давил. Общий платёж был порядка 37 машина, 170 квартиры, 15 аренда жилья, 25 алименты. Порядка 250 т.р. и изначально покрывался только криптой, но когда крипта сдулась, он стал покрываться ещё и подключенными водителями, а когда и там всё стало плохо, я оклеил свою чёрную оптиму в белую плёнку и сдал её в аренду в такси, хотя зарёкся в принципе этим заниматься. +85 т.р. к доходу слегка выправило ситуацию, но не до конца, по одной квартира я платил чётко и в срок, по второй квартире начались просрочки. Причём не маленькие. Но выбора у меня не было, надо было вытягивать, хоть что-то.
Доход примерно составлял 80 машина + 70 крипта (изначально 250) + 50 водители (изначально 120), как раз этих самых 50 т.р. и не хватало, чтобы закрывать вторую рассрочку по жилью.
Опять такси.
Может это глупо звучит, но клин клином вышибают, и чтобы решить проблемы с кредитами и рассрочками я решил воспользоваться - кредитами и рассрочками(а вернее лизингами). Взял вторую оптиму уже по накатанной схеме, правда теперь в лизинг, чуть позже взял минивэн и ещё чуть позже третью оптиму и под новый год киа рио. Всего 5 машин.
Стоило только их запустить, как начались проблемы с лицензиями, их стали отзывать, т.е. стали мочить компании прокладки, я пере оклеил машины по госту, и стал потихоньку переоформлять лицензии на себя. Кстати и Вугар вернулся, правда теперь уже на минивэн.
Запустив все эти машины в 2018 к концу года я успел закрыть рассрочку по второй квартире хоть и с пенями и штрафами, но закрыл. Закрыл кредит по первой рио, которую подарил матери. Т.е. часть проблем было решено. И всё бы хорошо, но чтобы платить рассрочку вовремя я частично перекредитовался в модуль банке на 500 т.р. овердрафта, и к собственно добавилось 5 кредитов на машины, оставался 1 кредит за фермы (сбер), и 3 кредита на первоначальный взнос для машин (почта банк, тинькофф). А ещё я помог бывшей жене сделать ремонт в новой квартире и тоже в кредит с крединой карты и занял денег другу грузину, тоже с кредитки. В итоге весь кредитный потенциал был высосан просто до донышка.
По факту у меня получилось 12 кредитов. Именно с этого начался данный канал, точнее примерно с середины платежей по этим 12 кредитам с платежом примерно 350 т.р. в месяц.
Штрафы.
Кроме всех платежей по кредитам водители успели накатать мне порядка 700 т.р. штрафов, причём 300 т.р. из них накатал последний водитель, молодой парень с дзен, большую часть из которых я успешно оспорил в суде.
Сейчас
Сейчас у меня нет кредитов, нет штрафов, нет долгов, правда и нет машин и части квартир, но я не жалею. Потому, что всё это время я просто готовился к кризису, готовился к кризису почти с нуля.
Сны конечно после всего этого сняться не очень. Зато просыпаясь я понимаю, что это всего лишь сны, а не реальность, которая осталась далеко позади.
Капитал увеличен примерно в 4 раза за это время, это с учётом, адских процентов и огромного кол-ва других сопутствующих расходов и проблем.
..
Часть событий не описываю, т.к. они уже были рассказаны в дзен с середины 2020 года, тут описывается интервал до этого момента.