Найти в Дзене

Дела театральные

В круговерти новостей и событий последних дней меня все как-то не отпускают мысли о том, какое важное значение за этот год приобрел театр. Сама я театр очень люблю, хотя и хожу туда все реже и реже. Но как минимум раз в год стараюсь выбраться, да и в других городах во время путешествий в театры забредаю. Тем не менее, среди моих знакомых заядлых театралов практически нет - все, кто не связан с театром профессионально, относятся к нему довольно равнодушно и даже прохладно.

Тем сильнее удивляет это пристальное внимание к театрам, без новостей о котором не проходит и пара недель. То спектакль отменят, чтобы актер не смог после представления собирать овации сочувствующих его позиции зрителей, то совсем актеров уволят, то уберут с афиши имя драматурга, то вообще театр опечатают, а режиссеров задержат. Все эти действия превращают театр буквально в какой-то ужасно опасный рассадник и оплот вольнодумства, с которым просто необходима решительная и суровая расправа.

Тем не менее, как я уже писала, в реальности это все обстоит совсем не так - даже жители крупных городов ходят в театр очень редко, а уж в небольших населенных пунктах, где театров и в помине нет, и подавно. Даже в большом городе до театра надо ещё доехать (в отличие от кинотеатров, которые есть даже в спальных районах), и стоят билеты, как правило, гораздо больше, чем любое другое развлечение. Театральный охват аудитории не сравним ни с кино, ни с телевидением, это на самом деле очень небольшое количество людей. Так в чем же тогда заключается проблема, почему же театр видится такой ужасной угрозой?

Скорее всего, как я думаю, потому что за годы существования наш театр стал общественным институтом с огромной и заслуженной положительной репутацией. Не все ходят в театры, это так, но очень многие знают и самобытных необыкновенных режиссеров, и интересных авторов, и талантливых актеров. Эти люди обладают не только известностью и популярностью, но и большим моральным авторитетом, их мнение весомо и может само по себе прозвучать очень громко, открывая глаза людям, просвещая их и заставляя их задуматься.

И если такие люди с моральным авторитетом не предают свои принципы, не прячутся и не идут на поводу господствующего мейнстрима, если их голос громко звучит и его могут услышать и слышат люди, для господствующего мейнстрима это становится очень опасно. Потому что самый главный и серьезный противник господствующего мейнстрима - это способность людей задумываться о происходящем и ставить под сомнение его целесообразность. Потому что любая осознанная мысль, любое сомнение в этой ситуации звучат буквально как крик мальчика про голого короля, открывая весьма неприглядную истину. Именно эта истина их и страшит - их пугает собственное злодейство, которое отражается в честных, мужественных и талантливых людях как в зеркале.