Те, кто ещё застал советские времена, помнят анекдот эпохи неспокойных 80-х: семья пролетария сидит у телевизора и слушает информацию о том, что с такого-то числа водка сильно подорожает. "Папа, значит, ты теперь будешь меньше пить?" - с надеждой спрашивает отца дочь. - "Нет, это значит, что вы теперь будете меньше есть", - отвечает тот.
Элементарная логика подсказывает: если что-то заметно выросло в цене, скорее всего, люди будут менее охотно покупать этот товар, потому что не захотят тратить больше обычного. В целом, именно так и происходит, однако тут есть исключение из правил, которое носит название ПАРАДОКСА ГИФФЕНА (или ЭФФЕКТА ГИФФЕНА). Речь идёт как раз о том, что при увеличении цены на товар спрос на него возрастает.
Обратите внимание - именно в такой последовательности, а не наоборот, что было бы понятно и объяснимо (например, когда настойка боярышника стоила копейки, потом люди поняли, что её можно пить вместо водки, и она тут же подорожала, а саму настойку раскупили).
Впервые это явление было подробно описано в середине XIX века (хотя, разумеется, известно оно было и намного раньше, просто об этом никто особо не говорил). Тогда в Ирландии разразилась сельскохозяйственная катастрофа - фитофтора уничтожила большую часть урожая картофеля. Оставшийся товар, конечно же, моментально вырос в цене, несмотря на то, что качество его заметно снизилось - по той же самой фитофторной причине. Но, странное дело, спрос на картошку из-за этого не упал, а, наоборот, повысился.
По мнению шотландского писателя-финансиста Роберта Гиффена, у которого всё это разворачивалось буквально на глазах, объяснить это можно было тем, что картофель в те времена был основным продуктом питания, альтернатив которому не было. И бедные слои населения, не имевшие возможности купить себе другие продукты в больших количествах в силу их дорогой цены, вынуждены были сократить расходы на них и на оставшиеся деньги купить картофель.
Нечто подобное происходило и в Англии, только касалось это не картофеля, а хлеба. Там тоже сильно подскочили цены на зерно, однако представители рабочего класса вынуждены были увеличить его потребление за неимением других, более дешевых аналогов.
Из этого можно сделать вывод, что ПАРАДОКС ГИФФЕНА наблюдается в ситуации, когда у людей нет иного выбора, кроме как отдавать последние деньги за товар, стоимость которого выросла в разы. И связано это может быть с военными конфликтами, экологическими и природными катастрофами, экономическими кризисами, эпидемиями и пандемиями, и пр.
Но важно, чтобы соблюдалось главное условие: используемый товар должен быть низкого качества, а хорошие продукты покупатель мог бы себе позволить гораздо реже. Тогда, в условиях нехватки бюджета, потребитель будет приобретать больше некачественных товаров.
Свежий пример: за последние годы, когда всем стало понятно, что экономические перспективы у всех нас, скажем там, довольно туманные, внезапно стали расти цены на самые ходовые продукты - гречку, сахар, макароны, соль и т.д. А народ почему-то стал именно их покупать в немыслимых объёмах. Потому что в его понимании альтернативы не было, и следовало брать даже по двойной цене, ибо потом будет ещё дороже.
И ведь брали, тратя последние деньги.
Тут, правда, стоит отметить ещё одну очень важную деталь. ПАРАДОКС ГИФФЕНА не стоит путать с ЭФФЕКТОМ ВЕБЛЕНА, поскольку во втором случае речь идёт о повышении спроса именно на предметы роскоши (коими, в частности, являются пресловутые "айфоны последних моделей", абсолютно необходимые некоторым гражданам для нормального существования).
Роберт Гиффен (22 июля 1837 - 12 апреля 1910) - британский писатель, статистик и экономист. Член Королевского общества, член Шведской Королевской академии наук.
Родился в Стрейвене, округ Саут-Ланаркшир, Шотландия. С 13 лет пошёл учиться в адвокатуру, а потом перешёл на работу в адвокатуру Глазго.
В возрасте 23 лет стал заниматься журналистикой, благодаря чему стал широко известен в экономических кругах. Работал в таких солидных изданиях как Stirling Journal, Globe, Fortnightly Review, Journal of the Royal Statistical Society, был заместителем редактора в The Economist, работал редактором городских новостей в Daily News и в The Times.
С 1876 года перешёл на государственную службу и занял должность начальника статистического департамента в Министерстве торговли, затем заместителя секретаря и с 1892 года - главного инспектора.
Гиффен всегда высказывался за то, что в любой экономической теории обязательно нужно опираться на точные измерения и вычисления.
А ещё он активно выступал за строительство тоннеля между Ирландией и Англией.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!