Найти тему
Okko

Дневник памяти: Каким получился сериал «Прекрасные мелочи»

На стриминге Hulu вышел первый сезон «Прекрасных мелочей» — драмеди о неудачливой писательнице, матери и жене в исполнении Кэтрин Хан из «Ванда/Вижн». Рассказываем, почему сериал, с одной стороны, очень напоминает десяток других стриминговых премьер про кризис личности и проблемы среднего класса, а с другой, выгодно выделяется на фоне душеспасительных проектов в стилистике «Терапии».

Кадр из серила «Прекрасные мелочи», реж. Дезире Акхаван, Рэйчел Голденберг, Стэйси Пассон, 2023
Кадр из серила «Прекрасные мелочи», реж. Дезире Акхаван, Рэйчел Голденберг, Стэйси Пассон, 2023

Клэр Пирс (Кэтрин Хан) вот-вот разменяет шестой десяток, а ее жизнь трещит по швам: она работает в доме престарелых и ночует в одной палате с пациенткой, у нее нет карьерных перспектив, а муж и дочь уже давно отреклись от женщины. Но так было не всегда. Молодая Пирс мечтала стать великой писательницей, найти любовь и наслаждаться прекрасными мелочами размеренной жизни.

Всё изменилось после смерти матери: Клэр пустилась во все тяжкие, вступала в беспорядочные половые связи и пробовала наркотики. Как итог, девушка даже написала роман об этом мрачном периоде жизни — вот только всемирную известность он ей так и не подарил. Спустя десятилетия у повзрослевшей героини появляется новый шанс реализовать себя: она начинает отвечать на форумах людям, рассказывающим о своих семейных и рабочих проблемах.

-2

Труды писательницы Шерил Стрэйд не впервые ложатся в основу больших студийных проектов. В 2014 году в кинотеатрах вышел фильм Жан-Марка Валле «Дикая» с Риз Уизерспун в главной роли — он был основан на одноименных мемуарах авторки о ее невероятном пешем путешествии через Калифорнию, Орегон и Вашингтон длиною 1770 километров.

Спустя 9 лет продюсеры снова взялись за труды Шерил Стрэйд — только на этот раз адаптировали другой бестселлер писательницы под сериальный формат. И взяли более сложную с точки зрения повествования, зато камерную историю «Прекрасные мелочи» — эдакую компиляцию анонимных ответов писательницы на вопросы читателей в колонке издания The Rumpus. В них она бескомпромиссно делилась советами по личной жизни и рассказывала о собственных ошибках. По словам Стрэйд, это помогло ей найти внутреннюю гармонию и взглянуть на жизнь под другим углом.

Экранизация «Прекрасных мелочей» довольно точно подхватывает суть оригинала и чередует сахарные мелодраматические истории с мрачными сюжетами о жизни травмированной и одинокой девушки. На экране сцены секса, употребления наркотиков и селфхарма могут соседствовать с нежными закадровыми моралями под грустную музыку и терапевтическими диалогами о том, как важно бороться со своими внутренними демонами. Каждая серия — это своеобразный поединок героини со старыми обидами и воспоминаниями: в одном эпизоде она налаживает отношения с дочерью и вспоминает, каким прекрасным было детство с собственной матерью, а в другом ностальгирует по временам счастливого замужества и видит, в каких руинах находится ее семейная жизнь сейчас.

-3

Посредником между двумя противоположными жанрами — мрачной трагедией и нежной драмой об исправлении — выступает комедийная актриса Кэтрин Хан. Звезда «Ванда/Вижн» и «Типа счастья» мастерски примеряет несколько масок: начиная от циничной авторки блога или гиперопекающей матери и заканчивая обессиленным и униженным маленьким человеком. Движущая сила сериала — даже не драматургия, а уникальный талант Хан быть всеми, везде и сразу.

Когда надо сбить напряжение неловким зрительским смехом, Хан превращается в звезду старомодного слэпстика а-ля Чарли Чаплин: в состоянии алкогольного опьянения она неуклюже занимается сексом с таксистом из Uber или пытается бесшумно пробраться домой к мужу и дочери, сбивая всё на своем пути. Но когда сериалу требуется чувственность и мелодраматичность, Хан перевоплощается в обессиленную мать с ментальными заболеваниями — напуганную, отчаявшуюся и одинокую.

-4

Главная проблема «Прекрасных мелочей» — вторичность. Сериал напоминает сразу несколько новых стриминговых хитов: от комедии «Миссис Флетчер» с той же Кэтрин Хан в главной роли до «Терапии» или «Барри». Терапия — как способ решить все проблемы на свете, а травма — как главный движок драмы и причина, по которой героиня наступает на одни и те же грабли (а зритель каждый год исправно получает новые сезоны).

Однако даже в таких условиях проект Hulu приятно удивляет. Трагедия героини оказывается настолько беспросветно грустной, что, в отличие от всё той же доброй, но совершенно неконфликтной «Терапии», центральному персонажу приходится прикладывать немалые усилия для превращения в хорошего человека. А вместе с ним и зрителю, который хочет понять травму протагонистки и легко примеряет ее проблемы на себя. Может быть, «Прекрасные мелочи» слегка и устарели, но они прекрасно справляются с допотопным инструментом кинематографа — зрительской эмпатией: безразличными не останутся даже прожженные циники.