Найти тему
Живая Школа

Пионервожатый: профессия прошлого или будущего?

На прошлой неделе я поделилась прекрасным выступлением визионера Евгения Черешнева о профессиях прошлого, настоящего и будущего.

Если вы ещё не смотрели и не отреагировали, обязательно посмотрите сами и дайте посмотреть детям-подросткам.

Вопрос о том, что будет волнует людей с древних времен. И теперь он особенно актуален.

Как выбрать профессию подростку и чего-то желать, если велика вероятность, что через 10-15 лет нас во многих сферах смогут заменить технологии... Какие вообще профессии останутся? Чему стоит учиться? (Ответила на эти вопросы подробно в вебинаре "Путь в будущее". Напишите мне и вышлю ссылку на запись).

В выступлении Евгения меня более всего зацепили две профессии: одна из прошлого, а другая, по словам Евгения, - навсегда.

Начну с первой, которую автор отнёс к прошлому, и посетовал на ее уход. А я в этой профессии тем не менее видела и продолжаю видеть свое будущее. И сегодня хочу поговорить о ее важности - о важности роли... Пионервожатого.

КТО ЖЕ ТАКОЙ ПИОНЕРВОЖАТЫЙ?

Слова "пионер" и "вожатый" в моем сознании напрочь связаны с летними лагерями, дисциплиной и обязаловкой. Всплывают кадры из фильма "Добро пожаловать! Или посторонним вход запрещен".

Однако проверенные источники обращают внимание на то, что функция пионервожатого была гораздо шире, чем временное руководство отрядом в летнем лагере. Институт пионервожатых появился в 1922 году и к 1980-м приобрёл огромную силу и масштаб. Пионервожатые отвечали не только за жизнь и здоровье, обучение и развлечение детей и подростков в лагерях, в школе, вне школы, они отвечали за идеологию, за формирование представлений о мире, о себе и о своём месте в команде.

Кто сейчас занимается подобной деятельностью в школе - месте, где подростки проводят 60% времени?

Завуч по воспитательной работе? Сомневаюсь. Пока училась сама, слышала только название.

ЗАНИМАЕТСЯ ЛИ ЭТИМ КТО-ТО ВНЕ ШКОЛЫ?

Репетитор - формирует знания и натягивать на результаты;

Тренер - формирует навыки и также подтягивать к результату, учит работать в команде (если спорт командный).

Психолог (если есть) - выслушивает и помогает преодолеть трудности.

Родители и близкие - любят и поддерживают, обеспечивают;

Друзья - радуют и помогают познавать мир.

На мой взгляд, в сложившейся концепции проваливается важный элемент в формировании человека - формирование мировоззрения: представлений о себе, о мире, чувство причастности к большому общему важному.

В результате мы и современные подростки становимся индивидуалистами - самостоятельными, эгоцентричными, себе на уме. А целью нашей теперь становится достижение личного результата (удовольствий, финансов, статуса).

ПОЧЕМУ ПИОНЕРЫ И ПИОНЕРВОЖАТЫЕ НЕ ВЕРНУТСЯ?

Термин "пионерский" лагерь в моем детстве означал некомфортные условия, плохое питание и жёсткость системы, в которой не хотелось проводить период свободы от школы.

При этом умом я понимаю, что сама концепция образования и воспитания, созданная в СССР была прекрасной. В ней была логика, идеология, поддержка, достигаторство, атрибутика, ответственность. Ребёнок превращался во взрослого, впитывая ценности общества, в котором жил, и чувствуя свою причастность к общей цели.

Говорят, "религии прекрасны, но люди их портят".

Далеко не все граждане СССР испытывали тот восторг системой и её деятельностью, который я сейчас описала. Система, какой бы идеальной в теории она ни была, подходит не всем.

И все же система нужна именно для того, чтобы обеспечить людям комфорт и безопасность. Думаю, если идея прекрасна, вопрос лишь в гибкости системы и границ этой гибкости. (Тут очевидно, что я идеалистка).

Пионеры и пионервожатые не вернутся. Они в прошлом.

Но прекрасная идея о внешкольном институте воспитания - поддерживающем, направляющем, вдохновляющем - сейчас особенно актуальна. Подростки - живые, настоящие, грустные и дерзкие, любознательные и потерянные в виртуальном мире - все они нуждаются живом контакте, в ориентирах, в видении, в идее, им нужны люди, которые подарят им прекрасный пример и образ будущего, которые в это будущее верят.

ОТКУДА Я ЭТО ЗНАЮ?

-2

Я это видела с позиции подростка 2000-х, с позиции "пионервожатого" 2010-х и с позиции путешествуюшего по миру педагога и наставника 2020-х.

Я понимаю, как хочется, будучи подростком, знать, что я красивая, умная и обязательно встречу настоящих друзей и Своего человека, что найду применение своим талантам и вдохновению, что буду понять и принята обществом;

как хочется верить, что будущее прекрасно, что смысл есть у всех действий (даже у линеек в 7 утра и физики для гуманитариев), что справедливость работает сама собой,

как важно видеть людей радостных, горящих своим делом и успешных.

И пусть они в наш век будут называться не пионервожатыми, а ведущими/наставниками/вдохновителями/координаторами - как угодно. Главное - пусть они будут.

Пусть будем мы!

Всем моим коллегам посвящается! Отзовитесь, если вы здесь!