Найти тему
Детский мир

Конфликты в школе: помогаем ребёнку социализироваться

Какие возникают ассоциации, когда мы слышим слово «конфликт»? Скорее всего мы представляем что-то негативное, плохое и деструктивное, особенно, если речь идёт о конфликте ребёнка в школе. Но всегда ли это так и какие бывают конфликты, разберёмся вместе с Анной Безингер — семейным психологом и сертифицированным гештальт-терапевтом, специализирующимся на детской и семейной психотерапии.

Какие бывают конфликты?

Конфликт определяется в психологии как столкновение взглядов и интересов и отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно разделить на деструктивные и конструктивные. В результате деструктивного решения возникают обиды, непонимание, портятся отношения. При конструктивном решении стороны наоборот приобретают для себя что-то полезное и остаются удовлетворены результатом.

Как распознать, что у ребёнка конфликт в школе?

Если у вас выстроены доверительные отношения с ребёнком, и он рассказывает об отношениях с одноклассниками, то скорее всего упомянет и о конфликте. Если ребёнок в целом не склонен говорить о школе, обратите внимание на следующие признаки: он стал хуже учиться, не хочет идти в школу, а на любые вопросы об уроках отмахивается или молчит. Это может говорить о том, что у ребёнка проблемы. Однако стоит отметить, что в этой ситуации речь идёт о продолжительных или повторяющихся конфликтах. Единичный конфликт, который возник и быстро разрешился, скорее всего не принесёт таких серьёзных последствий.

В школе можно выделить три основных вида конфликтов:

  • ученик — ученик
  • ученик — учитель
  • родители — учитель / администрация школы

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Конфликт «ученик — ученик»

Ситуации, когда возникают разногласия между учениками, происходят постоянно. Это естественное явление человеческой коммуникации. Столкновение интересов, разница характеров, борьба за авторитет, личная неприязнь — вот неполный список причин детских конфликтов. Часто для их решения не нужно участие взрослых. Решая конфликты, дети получают коммуникативные навыки. Однако, если ситуация приобретает серьёзный оборот и дело доходит до физического или эмоционального насилия, здесь уже необходимо вмешательство.

Конфликт «ученик — учитель»

В основе такого конфликта лежит непонимание между учеником и учителем. Завышенные требования, несправедливые оценки, плохая успеваемость, отсутствие у ученика желания учиться и выполнять задания — это лишь примерный список причин такого конфликта. В этой ситуации силы не равны, так как взрослый обладает властью, опытом и знаниями, а ребёнок находится в зависимом положении. Как опытный специалист, педагог должен уметь не допускать усугубления конфликта, но, к сожалению, это происходит не всегда.

Конфликт «родители — учитель / администрация школы»

Причин этого конфликта может быть несколько. Например, педагог не умеет найти подход, необоснованно занижает оценки, предъявляет чрезмерные требования к ученику. Однако и учитель может выдвигать претензии к родителям по качеству воспитания.

Что делать и как помочь ребёнку?

В первую очередь, важно отделить себя от ребёнка. Например, вы можете по-разному реагировать на одни и те же ситуации, у вас могут быть разные темпераменты и, в целом, уже в начальной школе ваш ребёнок обладает своим, пусть даже небольшим опытом решения конфликтов. Проанализируйте, какой способ решения конфликта оптимален для вашего ребёнка, и не навязывайте ему своё решение, если оно ему не близко.

Для вашего удобства мы приготовили пошаговую инструкцию:

1. Поговорите с ребёнком. Выясните, что произошло, но старайтесь действовать тактично и аккуратно. Узнайте как и почему возник конфликт, в чём именно разногласия между вашим ребёнком и его оппонентом. Возможно, они просто не поделили учебник или поругались из-за оценки учителя, а может быть всё гораздо серьёзнее.

💡 Совет. Если в семье по какой-то причине нет доверительных отношений, не пытайтесь давить на ребёнка, чтобы вывести его на откровенный разговор. Лучше представить ситуацию в виде отвлеченной истории из жизни, которая подходит в этот момент.

2. Поговорите с родителями ребёнка, с которым возник конфликт, и с педагогом. Изучите ситуацию со всех сторон, чтобы лучше понять, как помочь ребёнку решить её. Если вы замечаете, что ваш ребёнок рассказывает вам о проблеме совсем не так, как говорят об этом другие дети и учителя, не спешите обвинять кого-то во лжи. Вполне вероятно, что каждый из участников конфликта видит ситуацию по-своему.

💡 Совет. Попытайтесь поставить себя на место ученика или учителя, который провоцирует конфликт, и объясните это ребёнку. Понимание причин поможет успешнее разрешить конфликт. Могут помочь такие вопросы: «Как ты думаешь, а что бы сказал твой одноклассник, если бы мы его спросили? Как тебе кажется, что нужно, чтобы вам договориться?» А также вопрос для более старших детей: «Нужна ли тебе моя помощь? И какая?»

3. Старайтесь сохранять нейтральное и независимое отношение. Даже если эмоциональный фон очень напряжённый, стоит понять, насколько ситуация требует вашего вмешательства и контроля. Нередко дети сами находят выход из конфликта, и чрезмерная опека, наоборот, вредит и мешает ребёнку получать навык коммуникации и разрешения споров.

💡 Совет. Научите ребёнка принимать ответственность за свои поступки. Ученик должен осознавать, что у него существуют обязанности, которые необходимо выполнять, а общение со сверстниками должно подчиняться общим правилам поведения.

4. Если всё-таки ситуация требует вашего вмешательства, постарайтесь показать своим примером, как необходимо решать конфликты:

  • сохраняйте спокойный и позитивный настрой;
  • не выносите проблему на всеобщее обозрение (например, выяснение отношений в школе или чате класса в мессенджере), если это не требуется для решения конфликта.

5. Поделитесь с ребёнком своими детскими трудностями, расскажите, какие у вас были конфликты и как вы их решали. Это поможет ребёнку почувствовать, что он не один такой, и придаст уверенности — если вы справились, у него тоже получится.

6. Очень часто причины конфликта скрываются в семье. Перемена обстановки (переезд, ремонт), появление нового члена семьи (рождение ещё одного ребёнка), развод родителей, болезни и прочие неприятности не могут не оказывать влияние на детскую психику. Не находя поддержки дома, ребёнок может вызывать конфликты в школе и не всегда делает это осознанно. Если эта ситуация вам знакома, постарайтесь поддержать ребёнка. Привычный для него образ жизни меняется, ему может быть страшно, обидно, грустно. Важно не оставлять ребёнка наедине с негативными эмоциями, показать, что вы рядом.

Конфликты — неотъемлемая часть жизни и важный элемент социализации ребёнка. Если их не бояться и стараться разрешать конструктивно, конфликты могут продвигать отношения на новый уровень. Часто дети могут договориться самостоятельно, это научит их коммуницировать и искать выход из неприятной ситуации без помощи взрослых. Родителям стоит подключаться только в экстренных случаях: буллинг, физическое насилие, противостояние с учителем. В рядовых конфликтах можно ограничиться моральной поддержкой.

Чтобы глубже погрузиться в тему, мы собрали для вас подборку книг по теме конфликтов и взаимоотношений.

  1. Гиппенрейтер Юлия Борисовна. Общаться с ребёнком. Как?