Танки Т-34 и системы полевой реактивной артиллерии БМ-13 (названные «Катюшей») стали легендарными символами Великой Отечественной войны. Их мощь помогала выигрывать сражения, поднимала боевой дух, приближала победу. На создание крепкой брони и реактивных снарядов ушли годы тяжелого труда и исследований. Судьбы разработчиков оружия сложились трагически, но их имена остались в истории страны.
История создания реактивного миномета «Катюша»
Июльским утром 1941 года скопление немецкой техники и живой силы на станции Орша накрыл огненный смерч. Это было первое применение реактивных минометов БМ-13. Чертежи установок и снарядов хранились в строгой секретности, при угрозе захвата машины взрывали.
Реактивные снаряды – от самолетов до наземных установок
Разработка и испытание снарядов на бездымном порохе, ставших прототипом вооружения «Катюши», велась Газодинамической лабораторией и Реактивным институтом еще в начале 30-х годов. К 1938 г группа ученых под руководством Г. Э. Лангемака закончила работу. Их снарядами вооружали истребители и штурмовики. Советские летчики успешно использовали боеприпасы против японцев на реке Халхин-Гол.
Репрессии в институте привели к аресту и расстрелу ведущих специалистов. Жертвами доносов стали директор института Клейменов и инженер Лангемак. Но разработки перспективного оружия продолжились в НИИ №3 НКБ. В группу по созданию наземной реактивной установки вошли инженеры: Гвай, Попов, Галковский и другие. Руководителем был назначен А. В. Костиков.
В 1939 г конструкторы представили реактивную установку с продольными направляющими, размещенную на грузовике ЗИС-6. Машина дала залп из 16 зарядов за 10 секунд, была маневренной, быстро меняла позицию. Но боевая мощь будущей «Катюши» не вдохновила функционеров.
Неизвестно, когда бы военное руководство обратило внимание на новое оружие, если бы Василий Аборенков (представитель Главного артиллерийского управления) не доложил о нем напрямую Сталину. Уже через год установки БМ-13 приняли на вооружение, а за день до начала ВОВ их отправили в серийное производство. «Катюши» помогали бить врага до конца войны. Они отлично справлялись с пехотой, танками, штурмом немецких городов.
В годы переоценки исторических событий военные инженеры Петропавловский, Лангемак, Клейменов, Лужин были оправданы. За вклад в будущую победу им присвоили звание Героев социалистического труда.
Т-34 – рождение легенды
Танки Т-34 заслуженно называют оружием победы. Они прикрывали пехоту во время наступления, подавляли огнем вражескую артиллерию. Но самому известному оружию ВОВ пришлось побороться за место в боевом строю с бюрократической системой.
Первые шаги и трагедии
В 30-е годы началась разработка маневренных модель танков серии БТ (быстроходный танк). Работу поручили конструкторскому бюро Харьковского паровозостроительного завода. Для усиления группы инженеров прислали Афанасия Фирсова.
Как руководитель КБ и специалист он внес большой вклад в разработку дизельного двигателя, который будет использован в Т-34. Вместе с молодыми помощниками Морозовым и Таршиновым он занимался разработкой чертежей нового танка.
В эскизах инженера модель получила прочную броню со значительными углами наклона, длинноствольную пушку и дизельный двигатель. Этот проект после отстранения Фирсова от должности доработает новый руководитель КБ Михаил Ильич Кошкин. Несмотря на все заслуги перед родиной и награды правительства в 1937 г Фирсова арестовали и расстреляли. Его доброе имя было восстановлено в 1956 г.
Танк активный в прорыве и обороне
Атмосфера на Харьковском заводе после репрессий была близка к панике. Кроме главы КБ расстреляли главного инженера и директора завода. В такой сложной атмосфере к работе приступает Кошкин. Еще до ареста Фирсов знакомит его с концепцией нового танка. Используя наработки, новый глава КБ и его инженеры представили Комитету обороны модель гусеничного танка А-32. Он эффектно прошел испытания, преодолев реку, ров и другие препятствия. После усиления массы модель переименовали в А-34. В производство танк пошел с маркировкой Т-34.
Первый успех Т-34 и смерть его создателя
Чтобы завершить необходимые испытания техники до показа в Кремле, Кошкин готовит секретную переброску двух танков из Харькова в Москву. Замаскированные машины идут в обход крупных городов и мостов. Конечным пунктом стала площадь у Кремля, где танки сделали несколько кругов. Сталин был впечатлен, что решило судьбу машины. Она пошла в производство.
Тяжелая дорога и усталость привели к болезни Михаила Ильича. У него диагностировали пневмонию. Множество дел на заводе не давало инженеру времени на лечение. В сентябре 1940 г Кошкин умер. Он, также как и Фирсов, не увидел триумфальных побед своей «тридцатьчетверки». О судьбе конструктора сняты фильмы: «Танки» и «Главный конструктор».
Среди тех, кто ковал Победу на Т-34 и «Катюшах», могут быть и ваши предки. Поделившись своей родословной и создав семейное древо на сайте Код Памяти, вы почтите их заслуги и память. История семьи может создаваться разными людьми, дополняя генеалогическое древо новыми фактами и именами.