Найти в Дзене
KOREA HERALD RUSSIAN EDITION

Южная Корея: нет страны для работающих мам?

Несмотря на государственную политику по увеличению рождаемости, женщины чувствуют себя ущемленными на работе из-за беременности, обязанностей по уходу за детьми.

В прошлом месяце Министерство труда Южной Кореи начало расследование заявлений о том, что женщина-разработчик программного обеспечения в Naver, ведущей интернет-компании страны, покончила жизнь самоубийством после того, как над ней издевались на работе, потому что она была работающей мамой.

Семья покойного неназванного разработчика, скончавшегося в сентябре прошлого года, утверждала, что жертва подвергалась дискриминации с момента возвращения из декретного отпуска. Семья потребовала, чтобы министерство провело расследование в отношении местной технологической фирмы на предмет предполагаемых нарушений Закона ЮК о трудовых стандартах.

Хотя расследование продолжается и неясно, каков будет его результат, многие работающие матери говорят, что они тоже чувствуют себя ущемленными на работе, потому что их обязанности по уходу за детьми часто воспринимаются как помеха их работе.

Некоторые опросы показывают, что из-за такого восприятия многие женщины воздерживаются от рождения детей или вообще от брака.

«Вряд ли я смогла бы попросить мужа бросить работу»

Юн Бора, 37-летняя мать двоих детей, занимается фрилансом с тех пор, как пять лет назад уволилась с работы в банке. По ее словам, когда забеременела своим первым ребенком, она почувствовала, что ей «придется уволиться».

«Мой контракт истекал, и я чувствовала, что не смогу найти другую работу сразу (после рождения ребенка)», — сказала она, объясняя свое решение начать заниматься фрилансом. «Вряд ли я смогла бы заставить своего мужа бросить работу».

Когда ее спросили, почему она считает, что о том, чтобы попросить мужа бросить работу, не может быть и речи, Юн сказала, что определенную роль сыграло социальное восприятие гендерных ролей.

Она и ее муж, который младше ее на четыре года, не принадлежат к тому поколению, которое считает, что женщины должны в первую очередь заботиться о детях. Однако даже молодое поколение, выросшее с верой в гендерное равенство, не застраховано от социальных ожиданий, широко распространенных в корейском обществе, как показывает данная пара.

Юн — пример того, как правительственные чиновники классифицируют как «женщину с прерванной карьерой», что относится к женщине, чья профессиональная карьера была нарушена браком, беременностью, уходом за ребенком или другими семейными обстоятельствами. Согласно гендерной статистике Кореи за 2022 год, 46,1 процента безработных замужних женщин в стране попадают в эту категорию.

(123рф)
(123рф)


Статистика показывает, что 65,6 процента из них получили высшее образование. Фактически, с 2009 года доля женщин, окончивших среднюю школу и получающих высшее образование, была выше, чем доля таковых среди мужчин: самая последняя цифра составляла 76,6 процента для женщин и 70,3 процента для мужчин в 2022 году.

Короче говоря, многие женщины с высшим образованием увольняются с работы, вольно или невольно, к тому времени, когда они выходят замуж, беременеют или после родов.

Отпуск по уходу за ребенком - ограниченный вариант

Президентский комитет по старению общества и демографической политике недавно ввел ряд новых мер по поощрению рождаемости, в том числе запланированное увеличение текущего отпуска по уходу за ребенком с 24 месяцев до 36 месяцев.

Но на самом деле есть много родителей, которые вообще не могут воспользоваться никаким отпуском.

Gapjil 119 - местная общественная группа, состоящая из 150 экспертов по трудовому законодательству - провела в марте опрос среди 1000 офисных работников. Около 45 процентов респондентов заявили, что «не могут свободно пользоваться» своим правом на отпуск по уходу за ребенком. Около 36 процентов сказали то же самое в отношении отпуска по беременности и родам.

Отпуск — более сложный вариант, особенно для тех, кто работает в малых и средних компаниях. Согласно декабрьскому отчету Статистического управления Кореи, 62,4% работающих мам, взявших отпуск по уходу за ребенком, работали в компаниях, в которых работало 300 и более сотрудников.

Даже если можно взять отпуск, работник боится столкнуться с дискриминацией по возвращении на работу. Это часто принимает форму перевода на менее желательную должность или на должность, не связанную с их предыдущей работой.

Закон ЮК о равных возможностях при трудоустройстве и помощи в обеспечении баланса между работой и семьей предусматривает, что работодатель запрещает дискриминацию работника по признаку пола, брака, семейного положения, беременности или рождения ребенка без уважительных причин. Однако в законе не уточняется, что представляет собой «дискриминация».

Со Дон Ён, депутат из главной оппозиционной Демократической партии, в феврале предложил законопроект, в котором содержится подробное определение такой дискриминации. Это может включать увольнение, отстранение от должности, понижение в должности, исключение из надлежащего продвижения по службе и кадровые решения против воли работника, такие как перераспределение обязанностей или полное отстранение от выполнения обязанностей.

На этой фотографии от 8 мая видны ребенок и его мать. Это фото не имеет прямого отношения к настоящей статье (Ренхап)
На этой фотографии от 8 мая видны ребенок и его мать. Это фото не имеет прямого отношения к настоящей статье (Ренхап)


Нет детей, нет проблем?

Трудности совмещения работы и ухода за детьми называют одной из основных причин, по которым молодые женщины в стране вообще не хотят выходить замуж.

Местная социологическая служба PMI Research and Consulting недавно провел опрос 2400 одиноких мужчин и женщин в возрасте от 19 до 59 лет, в ходе которого 68,6% опрошенных женщин заявили, что не собираются вступать в брак. Эта цифра значительно выше, чем 53,9 процента респондентов-мужчин, которые заявили, что не собираются связывать себя узами брака.

По данным Статистического управления Кореи, в Южной Корее наблюдается неуклонное снижение числа молодоженов с 329 087 пар в 2011 году до 192 507 в 2021 году.

Более того, значительное число супружеских пар предпочитают не иметь детей.

Упомянутый выше опрос PMI также показал, что 53,2 процента женатых мужчин и женщин говорят, что не планируют иметь детей. Около 67,1 процента замужних женщин, которые сообщили, что не планируют иметь детей, заявили, что причина была «страх перед разрушением их карьеры (из-за родов)».

Таким образом, суммарный коэффициент рождаемости в Южной Корее — среднее число детей, которое, как ожидается, родит одна женщина в течение всей своей жизни, — достиг рекордно низкого уровня 0,78 в 2022 году. Этот показатель был самым низким среди всех стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития.

Поскольку правительство Южной Кореи обещает приложить все усилия для увеличения рождаемости, многие молодые женщины говорят, что в первую очередь должна измениться культура работы в стране.

Ли, 30-летняя офисная работница, сказала, что ее начальник в шутку упомянул, что она обогнала других женщин-кандидатов на работу, главным образом потому, что у одной из претенденток было двое детей.

«Это заставило меня задуматься, будет ли у меня еще место (на работе), куда я могу вернуться после декретного отпуска, поскольку рождение ребенка поставит меня на то же место (как и другого кандидата)», — сказала она.

За несколько дней до самоубийства умершая женщина-разработчик Naver сказала: «Я думаю, что компания хочет, чтобы я ушла. Мое единственное преступление в том, что я вырастила (своего ребенка) как могла».

«Думаю, быть работающей мамой — это преступление», — цитирует ее скорбящая семья.

Юн Мин Шик (minsikyoon@heraldcorp.com)

#южнаякорея #корея #политика #экономика #промышленность #семья #дети #карьера #работавкорее #жизньвкорее #общество #культура #социология #психология