Красивый и веселый праздник карнавал, сопровождаемый массовыми уличными шествиями и театрализованными представлениями, появился в IX−X вв. Родиной карнавала считается Италия — первое упоминание о празднике в Венеции относится к 1094 году. Тогда же появилась и традиция прятать лица под масками — делалось это для того, чтобы люди могли вести себя свободно, временно игнорируя нормы общественной морали. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. В нашу страну карнавалы привез Петр I. Мудрый реформатор понимал, что стрижку бород, новое платье и прочие радикальные изменения лучше внедрять под шутку и смех. Петр учредил веселые празднества, бывшие сначала удивительными для русской публики: первоапрельские маскарады, свадьбы лилипутов и великанов и тому подобное. Первый российский карнавал прошел в Санкт – Петербурге в 1721 году. В современной России вновь можно примерить чужую роль и повеселиться на карнавале. История возникновения венецианских масок изначально не была связана с карнавалом. Если первые уличные торжества засвидетельствованы уже с 1000 года, то использование масок датируется только с 1200 года, а в 1400 году рождается класс ремесленников по изготовлению венецианских масок, так называемые «маскарери».
Хотя сегодня маску в Венеции используют в основном только в карнавальные праздники, возможно, не все знают, что когда-то лица венецианцев были замаскированы в течение многих месяцев в году, и в основном по таким причинам:
• карнавал раньше начинался с 26 декабря (с праздника Святого Стефана, т.е. на следующий день после Католического Рождества) и длился по Пепельную среду (день начала Великого поста, отмечается за 46 календарных дней до Пасхи);
• маски носили как «меры предосторожности» в рискованных делах, таких как азартные игры или сомнительные обмены между торговцами и контрабандистами;
• кто был в маске «играл» определенную роль, не был узнаваем, и поэтому не мог быть арестован за свои поступки на грани законности;
• в маске люди могли вести себя свободно, временно игнорируя нормы общественной морали;
• люди в масках не различали сословий, поэтому господа могли сесть за общий стол с рабами.
Особенно отметим — маскировались не только низшие слои общества, чтобы “утереть нос” богатым сеньорам. Даже аристократы нуждались в некоторой анонимности, чтобы иметь возможность свободно вести себя неподобающе для своего положения в обществе!
Самые знаменитые венецианские маски в истории:
Вот некоторые из них:
1. Доктор чумы (medico della peste): во времена чумы венецианские доктора носили длинный черный плащ, скрывающий одежду и маску с длинным носом, наполненную дезинфицирующими травами, чтобы перебить плохой запах, а в руках была длинная трость, чтобы осмотреть больного без использования рук. В дальнейшем его аутентичная фигура и безошибочный профиль стали традиционной венецианской карнавальной маской.
2. Баута (bauta): это самая знаменитая венецианская маска, которую носят и мужчины и женщины. Она может быть белой или богато украшенной, но остается одним из главных героев Венецианского карнавала. В старинные времена маска баута вместе со шляпой треуголкой и черным плащом, скрывающим фигуру, полностью гарантировала анонимность человека.
3. Вольто (volto, в переводе с итальянского — лицо) или Ларва: также известна под названием гражданин, повторяющая облик человеческого лица.
4. Карнавальные маски комедии дель-арте: театральные, акробатические и уличные спектакли часто проводились с участием персонажей итальянской комедии-дель-арте. В этом случае детали костюмов и масок передавали точный характер героев, в отличие от классических карнавальных масок, когда маски использовались для анонимности.
Карнавальное движение в мире переживает сегодня подлинный ренессанс: карнавалы появляются даже в таких "некарнавальных" странах, как например, Япония или Финляндия. Современные карнавалы развиваются по двум исторически сложившимся направлениям - европейское (традиции древнейших карнавалов Европы) и карибское (карнавалы, возникшие на основе европейских под влиянием негро-африканской культуры).
Самыми распространёнными карнавалами современности считаются Венецианский и Бразильский карнавалы.
Сегодня карнавал - явление чисто "туристическое", потерявшее былое значение для духовной жизни народа. Он вырождается в театрализованные демонстрации, на которых все больше фотоаппаратов и все меньше масок. Ведь современные туристы, попадающие на карнавал, в своем большинстве предпочитают оставаться сторонними наблюдателями.
Карнавальный туризм стал феноменом ХХI века. Из занятия, доступного в начале века узкому классу лиц, он превратился в массовое увлечение миллионов людей нашей планеты благодаря тому, что желание путешествовать соединилось с доступностью туристических дестинаций и улучшенными материальными возможностями путешественников. Туристы на протяжении многих лет ещё будут посещать карнавалы и смотреть на них с удовольствием.