Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного города Павловский Посад. На протяжении столетий павловопосадский расписной платок никогда не выходил из моды, несмотря на её изменчивость.
Павловские платки и шали, наряду с матрёшкой, гжелью, палехскими шкатулками и жостовскими подносами, стали национальным символом России. А еще точнее, символом русской женщины.
Откуда пошла история любимых сердцу изделий?
Эта история началась в городе Павловский Посад, которому, кстати, в следующем году исполнится 180 лет!
В целом, в XVIII-XIX веках в России началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства. В них использовались ручные ткацкие станки и красильни.
В 1795 году мануфактуру по производству шёлковых платков основал зажиточный крестьянин Иван Дмитриевич Лабзин из села Павлово. На ней использовался ручной труд — работали несколько женщин. Производство шло успешно. И со временем внуки Ивана Лабзина смогли перейти в купечество.
А в 1850-х годах правнук Яков Иванович Лабзин с компаньоном Василием Грязновым перепрофилировали производство и начали массовое производство павловских платков и шалей с цветочным набивным рисунком.
В то время шаль была неотъемлемой частью костюма абсолютно любого сословия. Их носили как крестьяне, так и представители высшего общества.
В 1853 году Яков и Василий основали Торговый дом под фирмой «Яков Лабзин и Василий Грязнов». А в начале XX века их Товарищество мануфактур стало самой крупной фабрикой по производству шерстяных платков и шалей в России, где работало более 2 000 человек. Склады товаров находились в Москве, Омске, Урюпинске, на Нижегородской и Ирбитской ярмарках.
К 1860 году павловопосадскими платками торговали по территории всей России. Обладать шалью из Павловского Посада было не просто модно, но и статусно.
Модернизация производства
Лабзин и Грязнов не жалели ни сил, ни средств на развитие мануфактуры. Производство со временем модернизировали.
Помимо простых работников, набойщиков и резчиков, на фабрике в штате состояли опытные художники-колористы и рисовальщики. На каждом изделии ставилось фирменное клеймо и дата изготовления — это был отличительный знак, гарантировавший подлинность фирменной шали.
Расцвет мануфактуры приходится на 1870 — 1880-е годы.
Фабрика была удостоена титула поставщика Государыни Великой Княгини Александры Петровны. А в 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде было получено право изображения государственного герба на вывесках и этикетках.
Однако, о самих основателях Торгового дома известно немного.
Яков Иванович Лабзин (1827 – 1891 гг.)
Русский купец-благотворитель. Он построил и содержал в Павловском Посаде и его окрестностях 7 школ и 2 училища, жертвовал на храмы и богадельни, был инициатором учреждения городского банка, являлся старостой Воскресенского Собора.
Благодаря ему и его сестрам в Павловском Посаде была устроена женская община, которая со временем была преобразована в Покровско-Васильевский мужской монастырь.
Василий Иванович Грязнов (1816 – 1869 гг.)
По происхождению из семьи крестьян. Прославился своими богоугодными делами. Был канонизирован Русской православной церковью как святой в лике праведных - Василий Павлово-Посадский.
Хотя Василий Грязнов и не был в полном смысле слова торговым человеком, но во время отсутствия Якова, когда он ездил за закупом сырья и продажи своего товара, вся фабрика была на Василии. Каждого рабочего Василий Иванович успокаивал, уговаривал быть великодушными и терпеливыми.
Производство павловопосадских шалей и платков
Павловопосадские полушерстяные и шерстяные шали отлично согревают в долгие зимние вечера, а шелковые и батистовые платки, наоборот, создают эффект прохлады и отлично спасают от летнего зноя.
Павловопосадские платки и шали — набивные. Это значит, что рисунок не «печатают на принтере», а каждый цвет наносится (набивается) на ткань отдельно через специальный шаблон.
С момента основания фабрики до 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур цветочного рисунка был вырезан на специальных деревянных резных формах, которые после нанесения на них краски слоями переносились на ткань. В среднем на один платок требовалось сделать несколько сотен таких последовательных наложений.
Со временем, после 1970-х годов, деревянные шаблоны сменили капроновые и шелковые, что позволило повысить качество и палитру цветов. К тому времени был окончательно сформирован уникальный неповторимый стиль изделий, который до сих пор завоевывает признание и любовь всего мира.
Про узоры
Рисунок павловопосадских платков развивался от стандартных образцов, характерных для тканей московского региона и восходящих к восточным шалям («турецкий узор»).
В 1870-х годах возникла тенденция к расширению ассортимента платков с натуралистическими цветочными мотивами. Предпочтение отдавалось садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам.
В конце XIX — начале XX века происходит окончательное оформление стиля: объёмное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка на чёрном или красном фоне, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов. Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани.
История после революции
После революции предприятие Якова Лабзина было национализировано и стало называться Старо-Павловской фабрикой. Фабрика успешно работала и при советской власти.
Во время Великой Отечественной войны предприятие перешло на выпуск тканей для форменного обмундирования Красной Армии. По окончании войны на фабрике возобновили выпуск набивных чистошерстяных платков.
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки награждены Большой золотой медалью.
Сейчас Павловопосадская платочная мануфактура ежегодно выпускает около 1 000 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка, льна.
Девиз мануфактуры неизменен — «Цветы России на ваших плечах».
В 2005 году фабрику наградили орденом «Слава России» за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии национальных традиций отечественного декоративно-прикладного искусства.
До сих пор Павловопосадкий платок — это гордость и одна из визитных карточек нашей страны. «Павловопосадская платочная мануфактура» удостоена статуса народного художественного промысла России.
Кстати, в городе Павловский Посад есть Музей истории русского платка и шали, а также Музей Павловопосадской платочной мануфактуры.
Всегда рады вашим комментариям! Не забудьте подписаться на наш канал
Читайте также:
Мы в соц. сетях: