Найти тему
Mojjet

Фотография в натуральных цветах: Не только Прокудин-Горский

Как это ни удивительно, цветная фотография появилась в России в самом начале XX века.

Те, кто хоть что-то об этом знают, в курсе, что её продвижение у нас связано с именем Сергея Прокудина-Горского.

Прокудин-Горский, поучившись в 1902 году Германии и доработав несовершенную технологию, снимал цветные фото уже в 1903-1905 годах, а в начале 1906 года в журнале «Фотограф-любитель» (редактором которого сам же и был) он публикует статью «Фотография в натуральных цветах», которая начинается так:

Живой интерес, вызванный в среде специалистов и в публике демонстрациями моих работ по фотографии в натуральных цветах, показывает, как велико значение цветов, как сильно они действуют на зрителя...

- из чего можно сделать вывод, что выставки его творений были вовсе не единичны и пользовались успехом.

Этот весьма деятельный человек объездил чуть не всю страну и отснял многие сотни фотографий, причём, на его посмертное счастье, около 1900 его кадров «дожили» до наших дней и их можно даже посмотреть.

Но разве Прокудин-Горский был единственный, кто снимал тогда в цвете? Конечно, нет. Но кто-то был не так активен, у кого-то архив не сохранился, вот и получился один-в-поле-воин.

Слегка исправляя эту несправедливость, поглядим на три фотографии в натуральных цветах некого безвестного инженера А.Е. Белого, опубликованные в престижном журнале «Столица и усадьба» в 1914-15 годах.

«Царицын сад» в Умани
«Царицын сад» в Умани
Весенняя цветочная выставка в Таврическом дворце (1914 год)
Весенняя цветочная выставка в Таврическом дворце (1914 год)
Портрет Андрея Шуберского
Портрет Андрея Шуберского

А вот какой комментарий приводился в журнале к последней фотографии:

Этот портрет представляет интерес как первый в России опыт печатания на бумаге цветной фотографии лица.
Цветные снимки, так называемый «автохром», удаются пока очень трудно с подвижных предметов. Приходится делать иногда по десятку снимков, наугад, и тотчас проявлять их. Снимок получается на стекле. Перевод его на бумагу требует изготовления трёх клише: жёлтого, красного и синего, с которых уже производится последовательное печатание.